Формирование внутренней потребности соблюдения стандартов безопасности, массовое привлечение работников к контролю за их соблюдением, создание портала о выявленных нарушениях и их устранении, актуализация инструкций, мотивация общественных инспекторов. Об этом шла речь на втором Всероссийском слете общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
Анализируя работу общественных инспекторов за последние два с
половиной года, генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил, что
вектор развития выбран правильно. Своевременное выявление факторов риска,
создание благоприятной производственной среды и обеспечение необходимого уровня
надежности — общая задача, от выполнения которой зависит сохранение жизни и
здоровья людей, грузов, подвижного состава и объектов инфраструктуры.
«Безопасность движения должна быть не просто обязательным условием деятельности
всех предприятий холдинга, — подчеркнул Олег Белозеров, — а стать нравственным
законом каждого работника».
Говоря о необходимости соблюдения баланса требований и
ответственности при выполнении должностных обязанностей, глава холдинга обратил
внимание на неоправданно большое количество зачастую устаревших инструкций,
выполнение которых порой требует слишком много времени, не оставляя возможности
на выполнение основного функционала. Он попросил дать предложения для
актуализации инструкций и формирования адекватной сегодняшним требованиям
нормативной базы.
Только в прошлом году инспекторы выявили 337,3 тыс.
нарушений, проведя 119,6 тыс. проверок. Однако выявить и исправить — это один
аспект безопасности движения. Другой, немаловажный — профилактика нарушений и
негативных событий. О необходимости смещения акцентов работы в области
безопасности движения с контроля в сторону профилактики, цель которой не
«поймать» и наказать нарушителя инструкции, а найти нарушение, чтобы его
исправить, говорили многие участники слета.
«Да, на проверках общественные инспекторы внимательны и не
пропускают нарушений. Но в связи с переносом акцента на профилактику впредь за
нарушения, выявленные общественным инспектором, не стоит привлекать к
административной ответственности. Тогда люди не будут бояться проверок, не
станут ничего скрывать, а, напротив, выслушают совет и исправят ошибку», —
считает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор
Басаргин. Это приведет и к росту авторитета общественного инспектора по
безопасности движения, результат труда которого станет для всех очевидным.
«Я осознаю, что на железнодорожном транспорте безопасность
движения поездов начинается с меня», — процитировал Виктор Басаргин слова из
«Кодекса общественного инспектора по безопаснос ти движения поездов». Это
должно стать жизненным правилом каждого железнодорожника.
«Количество негативных событий, — отметил заместитель
начальника Дирекции тяги по безопасности движения Алексей Колотов, — снижается
с ростом производственной культуры, основанной на коллективной ответственности
и осознанном выборе в пользу выполнения требований безопасности».
Говоря о механизмах повышения эффективности работы
общественных инспекторов, старший электромеханик Входнинской дистанции СЦБ
Западно–Сибирской дирекции инфраструктуры Михаил Лупинос отметил несколько
аспектов. «Взаимодействие служб — один из важных приоритетов общественного
контроля, — убежден Михаил Лупинос. — Общественный инспектор должен постоянно
расширять кругозор, общаясь не только с коллегами своего предприятия, но и
смежных хозяйств, перенимать их опыт. Мы принимаем активное участие во
внутреннем аудите. При личной встрече обсуждаем вопросы, которые волнуют
работников, обобщаем полученную информацию, доводим ее до руководителя
предприятия».
Немалую роль в повышении эффективности работы общественников
играет мотивация. Михаил Лупинос предложил построить систему поощрения активных
инспекторов по тому же принципу, что используется для мотивации уполномоченных
по охране труда: поощрять самых активных по итогам квартала, размещать
фотографии на электронной доске почета, организовывать мотивационные поездки с
элементами обучения. Так, как это сегодня уже делает РОСПРОФЖЕЛ. В прошлом году
в мотивационных поездках в пансионаты Сочи и Алтайского края, организованных
профсоюзом, побывали почти 200 человек, среди них — наиболее активные
общественные инспекторы по безопасности движения. В этом году количество
участников значительно вырастет.
Старший осмотрщик– ремонтник вагонов эксплуатационного
вагонного депо Тула Московской дирекции инфраструктуры Александр Белов в
качестве главных мотивационных мероприятий назвал постановку в кадровый резерв,
возможность целевого направления на обучение, участие в сетевых школах по
безопасности движения, в совещаниях трудовых коллективов. Это повысит авторитет
и расширит кругозор. Ведь общественные инспекторы сталкиваются с нарушениями,
относящимися в том числе к другим службам. Чтобы их выявить, необходимы знания,
которыми они не всегда владеют, поскольку взаимодействие со смежниками не
всегда налажены. Для этого необходима единая программа обучения по смежным
специальностям. Это вооружит инспекторов знаниями, укрепит авторитет, а главное
— повысит эффективность проверок, дав возможность выявить максимальное
количество нарушений и спасти тем самым не одну жизнь.
А Алексей Колотов развитие института общественных инспекторов
видит в автоматизации учета замечаний, в повышении компетенций путем обучения в
дорожных учебных центрах, а также на недавно созданных курсах целевого
назначения «Общественный контроль за обеспечением безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта».
БАРЬЕР ДЛЯ НАРУШЕНИЙ
Участники слета отмечали, что все общественные инспекторы
обеспечены личными удостоверениями, нагрудными знаками и рабочими блокнотами,
но есть проблемы с обеспечением корпоративной мобильной связью. А ведь она
необходима для создания общей информационной платформы, о которой говорили
многие выступавшие. Машинист моторвагонного депо Санкт–Петербург–Финляндский
Сергей Осипов предложил создать единую информационную электронную площадку для
быстрого обмена информацией, полученной от общественных инспекторов, а в
приложении для мобильных устройств — обеспечить ее передачу через Интернет.
Машинист эксплуатационного локомотивного депо
Красноярск–Главный Константин Ступин уверен, что свободный доступ к такому
порталу должны иметь коллективы всех предприятий. «Базовый ресурс для этого
может быть создан на основе работающего интернет–портала «Навигатор
безопасности», — предположил он. — Тогда мы дадим возможность выхода на него
всем работникам отрасли». Ступин уверен, что информационная площадка поможет
создать механизм оперативного реагирования, поднимет авторитет общественного
инспектора.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин сообщил, что разработка приложения, которое позволит в режиме онлайн фиксировать нарушения, сообщать о них и контролировать устранение, подходит к завершению. Оно же откроет доступ к библиотеке нормативных документов, коммуникационным сервисам, аналитическим материалам по безопасности движения. Как отметил первый заместитель председателя РОСПРОФ ЖЕЛ Сергей Чернов, безопасность движения поездов — один из основных показателей привлекательности железнодорожной отрасли для пассажиров и грузовладельцев, а общественный контроль, в свою очередь, играет значительную роль в сохранении железнодорожного транспорта как самого надежного и безопасного наземного транспорта. Общественное движение развивается, возрастает роль инспекторов в профилактике нарушений, развитии культуры безопасности.
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала»
Приняты новые документы об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Они определяют, как должен быть организован общественный контроль, а также полномочия и порядок работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов и других работников ОАО «РЖД».
Как рассказал заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов, это «Методические рекомендации по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» и «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД».
Руководство общественным контролем, как и прежде, осуществляет РОСПРОФЖЕЛ. Главная новация заключается в том, что теперь работу по выявлению нарушения безопасности движения или условий, угрожающих безопасности, наряду с общественными инспекторами смогут выполнять и рядовые работники компании.
«Новый документ фиксирует, что общественный контроль — это дело не только выборного работника — общественного инспектора по безопасности движения, — но каждого сотрудника компании.
Для этого им будут предоставлены специальные инструменты: через сервисный портал работника ОАО «РЖД» откроется доступ к технологии «Мобильный общественный инспектор», с помощью которой железнодорожник сможет передать информацию о нарушении адресату», — говорит начальник отдела технического аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк.
«Мобильный общественный инспектор» — это модуль портала «Навигатор безопасности ОАО «РЖД», который работает уже три года. С его помощью инспекторы в электронном виде передают ответственным лицам информацию о выявленных нарушениях, которые могут повлиять на безопасность движения поездов. Приложение можно использовать как со стационарного рабочего места через браузер, так и со смартфона. С его помощью можно также отследить ход устранения нарушений.
Евгений Черюк отмечает, что к настоящему времени общественные инспекторы на отлично освоили возможности этой технологии и могут уже сами обучать своих коллег ее применению. Это значит, что их задача становится шире, что и отражено в новых документах. Так, в список задач ОИБД добавлены еще три: вовлекать железнодорожников структурного подразделения в работу по общественному контролю, повышать эффективность работы системы управления безопасностью движения в структурных подразделениях, выявлять причины, способствующие появлению ошибок персонала.
На начальном этапе — помочь железнодорожникам освоить цифровую технологию «Мобильный общественный инспектор». Информация о зафиксированных ими нарушениях — а в методических рекомендациях подробно расписано, какие данные должны быть внесены в систему, — будет поступать руководителю предприятия.
Схема взаимодействия участников общественного контроля включает в себя также общественных инспекторов по безопасности движения, ревизоров по безопасности движения и профсоюзных работников и исключает возможность того, что сведения о нарушении «затеряются» и оно не будет исправлено.
В «Методических рекомендациях по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» указаны требования к кандидату в общественные инспекторы. Его производственная деятельность должна быть связана с движением поездов и маневровой работой.
Кандидат не должен иметь дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой и технологической дисциплины в течение предыдущего года работы и иметь стаж работы на железнодорожном транспорте не менее одного года. Он должен обладать определенным набором базовых знаний о работе железнодорожного транспорта и пользоваться авторитетом в трудовом коллективе.
Также кандидат в общественные инспекторы должен пройти обучение. Руководитель структурного подразделения, в свою очередь, обязан обеспечить общественным инспекторам доступ к оборудованному рабочему месту, подключенному к порталу «Навигатор безопасности» и к «Мобильному общественному инспектору».
Между тем количество замечаний о нарушениях, зафиксированных с помощью приложения, растет. Так, в 2021 году в систему было внесено 54 тыс. замечаний, в 2022-м — 67 тыс. Правда, пока еще, как показывает статистика, общественные инспекторы преимущественно передают информацию о нарушениях по старинке, с помощью оформления акта на бумаге.
Это связано с рядом причин, среди которых, например, необходимость дополнительной настройки приложения: при отсутствии интернета в отдаленных местах должна быть возможность в приложении заполнить необходимые формы, чтобы затем они «подгрузились» при появлении сети, считает руководитель технической инспекции труда профсоюза — главный технический инспектор труда Андрей Лазарев.
Отход от «бумаг» для облегчения процесса обмена информацией и ускорения устранения нарушений — цель на ближайшее будущее. «Одна из задач общественного контроля по обеспечению безопасности движения на 2023 год — это переход на полную автоматизацию передачи замечаний и сбору отчетности через приложение «Мобильный общественный инспектор» с 1 января 2024 года», — говорит заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов.
— Организациям прямого подчинения, которые не входят в холдинг «РЖД», профсоюз рекомендовал также рассмотреть вопрос об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов в их подразделениях».
Внедрение платформы «Мобильный общественный инспектор»
23 ноября 2020 года компания «Диджитал Дизайн» сообщила о том, что все сотрудники ОАО РЖД имеют теперь возможность заявить о выявленных нарушениях безопасности передвижения при помощи платформы «Мобильный общественный инспектор». Данная платформа, разработанная компанией «Диджитал Дизайн», позволяет фиксировать нарушения фото- и видеосредствами, а также отслеживать статус их устранения в режиме реального времени.
Одной из основных задач Департамента безопасности движения РЖД является формирование и совершенствование систем управления безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. С целью создания единой информационной и управленческой среды для оперативной деятельности по направлению обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД была внедрена единая коммуникационная платформа «Навигатор безопасности», разработанная компанией ЗАО «Диджитал Дизайн». В течение последних нескольких лет платформа динамично развивается, например, в 2019 году был обеспечен доступ к «Навигатору безопасности» из сети интернет. Это позволило сформировать единый информационный контур для взаимодействия пользователей интернета и внутренней сети ОАО РЖД при обеспечении необходимого уровня информационной безопасности, что позволило в 2020 году начать разработку функциональности для контроля безопасности движения со стороны работников ОАО РЖД — общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
Цифровая технология «Мобильный общественный инспектор» позволяет общественным инспекторам по безопасности движения поездов при выявлении нарушений в области безопасности движения фиксировать их фото- и видео-средствами и оперативно передавать информацию ответственным сотрудникам. Организация процесса во внутренней сети ОАО РЖД способствует своевременному устранению нарушений, которые могут привести к негативным последствиям для людей, техники и инфраструктуры, а также к материальным и репутационным издержкам. Технология, направленная на усиление общественного контроля, позволяет небезразличным к вопросам безопасности движения работникам компании РЖД фиксировать нарушения и контролировать их устранение с личных мобильных устройств.
Цифровая технология «Мобильный общественный инспектор» внедрена на Приволжской железной дороге, где в рамках «пилотного» проекта разработан интерфейс визуализации процесса обработки нарушений на информационных табло, и запущена в тиражирование на сеть железных дорог.
Внедрение цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» позволило повысить вовлеченность работников ОАО РЖД в культуру постоянных улучшений по вопросам безопасности движения. Теперь рядовые сотрудники, в том числе и те, кто не имеет корпоративной учетной записи на портале «Навигатор безопасности», получили понятный инструмент для реагирования на ситуации, угрожающие безопасности движения. По данным «Диджитал Дизайн», только за период опытной эксплуатации использования цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» было обработано более 250 сообщений о нарушениях. ОАО РЖД уделяет большое внимание работе над постоянным повышением уровня безопасности движения, поэтому руководству важно вовлекать в этот процесс больший круг подразделений и сотрудников, работающих на всей территории страны.
Внедрение интранет-портала «Навигатор безопасности»
15 декабря 2016 года стало известно о проекте внедрения интранет-портала «Навигатор безопасности» по заказу холдинга «РЖД». Исполнитель работ в проекте компания Digital Design.
Структура портала представляет собой набор из семнадцати узлов, объединённых в одном информационном пространстве. Помимо узла центрального аппарата для департамента безопасности движения (ЦРБ), портал «Навигатор безопасности» включает в себя шестнадцать узлов региональных центров корпоративного управления (РЦКУ).
Вход на портал — на основе учётных записей интранет-сети ОАО «РЖД».
При разработке портала компания предполагала комплексное использование его возможностей, автоматизацию функций по ознакомлению, обсуждению и получению обратной связи от сотрудников департамента безопасности движения.
Как заявила пресс-служба холдинга, 1 декабря 2016 года интранет-портал «Навигатор безопасности» начал функционировать на пилотных полигонах Октябрьского, Горьковского и Западно-Сибирского региональных центров корпоративного управления. Ресурс предназначен для развития культуры безопасности работников.
17 марта 2021 года в Челябинском филиале ДОРПРОФЖЕЛ ЮУЖД, на платформе состоялся семинар-совещание с общественными инспекторами по безопасности движения поездов. В работе семинара приняли участие 150 человек.
«Мы осознаем значимость культуры безопасности, стараемся довести до всех работников понимание важности
социальной ответственности каждого работника железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, которое является приоритетной целью при выполнении всех работ», — сказал, открывая совещание, руководитель Челябинского филиала, председатель совета ОИБД филиала Владислав Орешков.
Общая численность ОИБД филиала на отчетную дату составляет 128 инспекторов. Ими проведено 2204 проверки, в том числе 126 проверок в составе комиссии. Выявлено 5118 нарушений, 5109 из которых устранены. За отчетный период применено 36 запретных мерО подведении итогов, организации работы и основных задачах на 2021 год общественных инспекторов рассказала технический инспектор труда Челябинского филиала ДОРПРОФЖЕЛ ЮУЖД Заместитель главного инженера ЮУЖД по Челябинскому территориальному управлению Александр Баитов довел информацию об отказах технических средств за 2020 г. и 2 месяца 2021 года.
Старшим ревизором Евгением Архиповым были доведены до участников совещания меры, направленные на предупреждение возникновения происшествий, крушений, сходов.
Немаловажный блок семинара раскрыл ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству сигнализации, блокировки, и связи Андрей Зайцев. Он поэтапно рассказал о работе цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» на платформе «Навигатор безопасности», введенной на сети дорог с начала 2021 года. В диалоге с инспекторами он подробно отвечал на вопросы о работе системы.
Кроме того, организаторы показали участникам мероприятия ролики по произошедшим крушениям в 2020 году на ст. Мегет Восточно-Сибирской ж.д. и ст. Новки Горьковской ж.д
Участникам семинара рассказали о новом онлайн-проекте — конкурсе «Аксиома ответственности» и возможности участия в нем. Приглашенные медицинские работники проинформировали о необходимости вакцинации.
В заключение мероприятия общественные инспекторы разных дирекции поделились с коллегами опытом работы. Они отметили, что «Мобильный общественный инспектор» поможет в дальнейшем оперативно и качественно устранять выявленные нарушения по безопасности движения поездов
Назад к списку статей
Формула взаимодействия
В первом квартале всех общественных инспекторов по безопасности движения поездов зарегистрируют на портале «Навигатор безопасности». Это позволит им пользоваться цифровой технологией «Мобильный общественный инспектор». Об этом было заявлено на совещании Центрального совета общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
Напомним, «Мобильного общественного инспектора» обкатали на Приволжской железной дороге, а в конце прошлого года технологию решили тиражировать на всю сеть.
Работает она как вкладка на интернет-портале «Навигатор безопасности». Общественный инспектор открывает вкладку и в специальной форме заполняет поля: указывает место, хозяйство, к которому относится нарушение, описывает его и прикрепляет фото и видео доказательства. Если, по его мнению, нарушение требует срочного устранения, ставит галочку в соответствующем окошке.
Как пояснил начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД» Евгений Черюк, на каждое направление работы инспектора назначается эксперт — ревизор по безопасности. Получая информацию о нарушении, он анализирует ее и передает предприятию, которое и должно его устранить.
«Поскольку работники профсоюза ограничены в доступе к «Навигатору безопасности», организационная ответственность закреплена за ревизорским аппаратом, — уточняет Евгений Черюк. — Но, когда будут зарегистрированы все, рабочий процесс наладится, часть ответственности будет передана профсоюзу. В течение года вопрос отработаем. Пока стоит задача в феврале обеспечить регистрацию всем общественным инспекторам на портале и ожидаем от профсоюза поддержки в этом вопросе».
Для регистрации общественникам необходимо иметь доступ в Интранет. Как сообщил заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов, у профсоюза уже есть договор с Главным вычислительным центром ОАО «РЖД», и инспекторы, имеющие доступ к корпоративному Интранету, готовы к подключению.
«Никто не знает ситуацию так хорошо, как люди на местах, поэтому нам очень нужен этот инструмент, — подчеркнул первый заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Алексей Колотов. — В прошлом году события на инфраструктуре снижены на 17% (по ответственности холдинга — на 13%). Однако до конца не удалось выполнить поставленные задачи с точки зрения предотвращения тяжелых последствий нарушений безопасности движения». С начала года наблюдается рост случаев ДТП на переездах, изломов рельсов, повысились факторы риска, возникающие из-за текущего содержания пути, уровня обслуживания подвижного состава в пути следования и выполнения работ подрядчиками.
«Необходимо обратить внимание на профилактику производственного травматизма, на проверку производственных процессов в подразделениях управления пути и сооружений, Дирекции тяги и Центральной дирекции управления движением. На портале «Навигатор безопасности» эта информация есть. Прошу обратить внимание инспекторов», — подчеркнул Алексей Колотов.
Ежегодно общественные инспекторы проводят до 130 тыс. проверок, выявляют свыше 330 тыс. нарушений, влияющих на безопасность движения поездов.
«Однако, — говорит заместитель руководителя технической инспекции труда профсоюза Николай Ефремкин, — значительное количество нарушений инспекторы выявляют и фиксируют в рабочее время. Это не противоречит принципам добровольности общественного контроля, но создает впечатление формального отношения к делу. Внедрение технологии «Мобильный общественный инспектор» должно повысить эффективность работы инспекторов и снизить число формальных замечаний, усилив контроль за устранением нарушений».