Навигационные системы используются автомобилистами, велосипедистами, пешеходами. Поддержка пешеходов есть не в каждом приложении, такие навигаторы прокладывают маршрут с учетом автомобильных дорог. Разберемся, как выбрать навигатор для пешехода на Андроид, как настроить пешеходный режим в популярных приложениях.
- Особенности навигаторов для пешеходов на Android
- Лучшие навигаторы для пешеходов
- Google Maps
- Яндекс. Навигатор
- Вариант 3
- Я иду домой!
- Преимущества навигатора для пешеходов
- Что такое Яндекс. Навигатор
- Использование режима пешехода
- Альтернативные пешеходные навигаторы
- Навигатор для пешеходов
- Новые сценарии
- Старый алгоритм
- Новый алгоритм
- Новые инструкции
- Что ещё
- Что получилось
- Принцип работы пешеходного навигатора
- Типы навигаторов для пеших маршрутов
- Какой навигатор для пешехода лучше?
Особенности навигаторов для пешеходов на Android
Маршрут, проложенный для автомобиля, не всегда подходит пешеходу, особенно если поблизости нет дороги или есть более короткие пути. Переключить приложение на пеший режим можно в настройках.
Лучшие навигаторы для пешеходов
Навигатор для перехода нужно выбирать с учетом мощности устройства, характеристик процессора и сборки операционной системы. Среди лучших приложений, доступных в магазине Google Play можно выделить:
- Google Maps;
- Яндекс.Навигатор;
- Maps.Me;
- Я иду домой!
Важно. Необходимый для работы объем памяти зависит от количества скачанных офлайн-карт и версии навигатора. В устаревших телефонах используйте онлайн-карты, которые подгружаются через интернет.
Google Maps
Как выбрать пеший режим в Google Maps:
- Запустите приложение на смартфоне.
- Найдите точку на карте или введите адрес в поисковом окне.
- Нажмите на кнопку «Маршрут».
- Переключите навигатор на пеший режим с помощью панели сверху. Для начала движения кликните по кнопке «В путь».
При прокладке маршрута навигатор выбирает лучший и кратчайший путь. Изменить его можно самостоятельно. При активации пешего режима ведение осуществляется по дворам и тротуарам.
Важно. Если офлайн-карты не скачаны, для работы потребуется соединение с интернетом.
Яндекс. Навигатор
Для прогулок пешком подойдет навигатор от Яндекс. В Яндекс.Навигаторе можно изменить внешний вид указателя, установить голос озвучки, загрузить карты для работы офлайн.
Как начать маршрут в навигаторе Яндекс:
- Запустите приложение.
- Установите точку на карте или введите адрес, нажав на кнопку в виде лупы.
- Выберите один из вариантов движения.
- Нажмите на кнопку «Поехали» и следуйте указаниям голосового помощника.
Переключить Яндекс.Навигатор на пешую версию не получится, маршрут прокладывается только для автомобиля. При поиске пешеходных переходов обращайте внимание на иконки светофоров. При проходе через двор GPS-навигатор автоматически перестоит маршрут с учетом нового местоположения.
Важно. Во время движения по маршруту Яндекс.Навигатора можно разговаривать с Алисой, смотреть прогноз погоды, искать проходы во дворах с помощью карты.
Вариант 3
Пеший навигатор для Андроид Maps.Me работает на современных и устаревших устройствах. Для ведения используется интернет, при его отсутствии подключается офлайн-карта и датчик GPS. Выбрать способ передвижения можно во время построения маршрута, для этого нужно нажать соответствующую иконку.
Как построить маршрут для пешехода в Maps.Me:
- Откройте приложение на телефоне.
- Введите адрес через иконку в виде лупы или сделайте отметку на карте.
- Нажмите на кнопку «Сюда».
- Выберите вариант передвижения с помощью иконки в верхней части экрана, нажмите на кнопку «Начать».
Ведение начнется моментально. Во время ходьбы навигатор указывает расстояние до ближайшего поворота, отображает примерное время прибытия и скорость. Maps.Me работает в Москве, по всей России и заграницей.
Для экономии трафика заранее загрузите нужные карты. При ведении будет использоваться только датчик GPS.
Я иду домой!
Как построить пеший маршрут:
- Найдите нужное место на карте, нажмите на него в течение 2-3 секунд.
- Проверьте адрес в открывшемся окне, нажмите на кнопку «Ок».
- Тапните по только что добавленной точке, навигатор проложит маршрут.
- Во время движения на экране отображается маршрут, голосовой помощник делает подсказки автоматически.
Навигатор работает онлайн и без подключения к интернету. Во время движения можно пользоваться компасом.
Приложение «Я иду домой!» пригодится туристам, рыбакам и охотникам. С помощью точек можно быстро найти расположение дома или места на природе. К минусам можно отнести большое количество рекламы.
Преимущества навигатора для пешеходов
Пешеходные навигаторы строят маршрут по тропинкам и тротуарам независимо от автомобильной дороги. Пешеход может быстрее достичь точки назначения, идя по паркам, дворам и тротуарам.
Онлайн-навигаторы помогают ориентироваться в городе, находить нужные улицы, здания, заведения. Эти сервисы более адаптированы для водителей, чем для пешеходов. Разберемся, как использовать Яндекс.Навигатор пешком и какие существуют альтернативные варианты.
Что такое Яндекс. Навигатор
Яндекс.Навигатор – навигационное приложение для мобильных устройств. Оно может использоваться и водителями, и пешеходами. Функционал приложения включает:
- подбор кратчайшего маршрута;
- голосовое управление;
- звуковые подсказки;
- обзор разных вариантов пути;
- статистика поездок и прогулок;
- сохранение участка карты офлайн;
- возможность задать промежуточную точку на пути.
Таким образом, в Яндекс.Навигаторе можно построить маршрут из заданной точки до любого места для водителя и пешехода, а также сопроводить его по этому пути, напоминая о поворотах. Кроме этого, приложение имеет полезные функции для автомобилистов – поиск свободных мест на парковках, предупреждения о превышении скорости и камерах на дорогах, вызов технической помощи.
Важно! Пешеходам подойдет возможность работы в фоновом режиме – маршрут будет прокладываться, даже когда экран телефона выключен, а подсказки могут воспроизводиться через наушники во время прослушивания музыки.
На картах также отображается расположение подъездов и их нумерация.
Использование режима пешехода
По умолчанию Яндекс.Навигатор для пешехода не предназначен – большинство его функций адаптированы для владельцев автомобилей. Однако проложенными маршрутами можно пользоваться и во время пеших прогулок. Но в этом случае настроить Яндекс.Навигатор пешком не получится и придется довольствоваться автодорогами, которые не всегда соответствуют удобному для пешеходов пути.
Внимание! Время пути не будет соответствовать действительности, так как оно рассчитывается, исходя из средней скорости движения автомобиля.
Включить режим пешехода можно, установив приложение Яндекс.Карты. Оно обладает похожим интерфейсом и функционалом – позволяет строить маршруты, определяет магазины, кафе, школы и другие заведения и даже указывает номера подъездов в жилых домах. Но карты намного лучше адаптированы для путешествий без машины, чем пеший Яндекс.Навигатор. В нем легко можно переключиться на режим ходьбы.
Чтобы проложить маршрут для передвижения пешком, необходимо:
- Открыть программу и выбрать на карте точку отправления. Если она совпадает с текущим местоположением, отмечать ничего не надо.
- Отметить пункт назначения. Для этого ввести адрес или выделить точку на карте. Для подтверждения кликнуть «Готово».
- Переключиться на пешеходный режим, выбрав на верхней панели значок с человеком и определить подходящий маршрут.
Нажатие кнопки «Начать» начнет навигацию. После этого можно отправляться в путь.
Альтернативные пешеходные навигаторы
Кроме сервисов от Яндекс, существуют другие навигаторы, адаптированные под пешеходов:
- Google Карты. Позволяют прокладывать пешеходные маршруты, а также просматривать заведения и отзывы к ним, устанавливать голосовые подсказки, сохранять участки карты и получать к ним доступ без интернета. Обладают меньшим количеством вариаций пешеходных дорожек и позволяют просматривать панорамы улиц только в крупных городах.
- Maps.me. Дает возможность просматривать маршруты для пешеходов не только в городах, но и в сельской местности, лесах и полях. На картах указан рельеф, при движении определяется направление пути – подъем или спуск.
- Я иду домой. Обладает простым интерфейсом, интуитивно понятным даже для пожилых людей. Позволяет ориентироваться в пешеходных дорожках на природе, поэтому подходит для грибников, рыбаков и любителей отдыха на воздухе.
Настроить Яндекс.Навигатор пешком нельзя, так как этот режим в нем по умолчанию отсутствует. Для передвижений без машины лучше подойдут Яндекс.Карты, позволяющие прокладывать маршрут по пешеходным дорожкам. Существуют также альтернативные пешеходные навигаторы с упрощенным интерфейсом и возможностью ориентирования в сельской местности и на природе.
Навигатор для пешеходов
Время на прочтение
Мы строим пешеходные маршруты по тропинкам, через калитки и с возможностью срезать через двор с апреля 2017 года. А совсем недавно мы добавили в 2ГИС полноценный навигатор для пешеходов — с режимом turn-by-turn и озвучкой важных точек на маршруте.
Под катом — история о том, как мы хотели решить эту задачу по-быстрому, опираясь на экспертизу в навигации для авто, а в итоге придумывали новые сценарии, боролись за размер баз и учились давать правильные инструкции.
Новые сценарии
Мы планировали разобраться с задачей «за пару недель», немного переделав логику автомобильных манёвров. Для первых тестов сделали сборку с озвучкой пеших манёвров, «накрученных» на алгоритмы автомобильной навигации. Результат поразил.
Я построил маршрут от дома и убрал телефон в карман. Ориентировался только на голосовое ведение. Когда понял, что начинаю бессмысленно блуждать, а голосовые подсказки лишь уводят меня в сторону от конечной точки, решил построить маршрут заново. Когда проблема повторилась в восьмой раз, стало понятно, что нам предстоит огромный пласт работ.
Голосовые инструкции опираются на сценарий их использования. Стандартный шаблон сценария — как именно пешеход подходит к перекрёстку, с какой скоростью двигается и куда пойдёт потом. Автомобильные инструкции не сработали, так как условия их воспроизведения слишком отличаются от пешеходных. Банально — скорость пешехода в разы меньше, и это влияет на момент озвучки манёвра.
При этом важно учитывать нюансы: пешеходные переходы, светофоры, калитки, лестницы, наземные и подземные переходы, так как информация об этих объектах помогает быстрее сориентироваться пешеходу.
Мы собрали и описали новые практические сценарии и сформулировали новые правила, чтобы при подходе к подземному переходу говорить «Спуститесь в подземный переход», а не просто «Перейдите дорогу».
Старый алгоритм
Качество маршрутизации напрямую зависит от полноты данных, которые используются для построения маршрута: базовых знаний о дорожном графе, расположении рёбер и их дополнительных атрибутах.
Полнота данных достигается в два этапа: сначала собираем информацию, а потом улучшаем её с помощью алгоритмов предрасчёта.
На основе базовой информации алгоритмы могут дообогащать знания о графе дополнительными атрибутами — например, автомобильными инструкциями.
Так для автомобильных маршрутов мы заранее генерируем все возможные варианты проезда через перекрёсток, а для каждого варианта вычисляем нужную инструкцию и добавляем к ней атрибуты. Такой подход даёт ряд преимуществ:
Ещё на этапе предрасчета можно реализовать различные алгоритмы проверки распространённых кейсов. Правильно вычисленные, проверенные инструкции уже не изменятся. Это даёт возможность проверять корректность полученных инструкций до того, как мы доставим данные и алгоритмы пользователю.
Данные в приложении 2ГИС обновляются отдельно от самого приложения. И их мы выпускаем чаще, чем изменения в алгоритмах наших библиотек для мобилок — это даёт возможность исправлять или добавлять инструкции, не дожидаясь релизов приложений.
Эффективность алгоритма предварительной генерации инструкций
Алгоритм выдачи инструкций по маршруту фактически сводится к тому, чтобы для всех рёбер, составляющих маршрут, сопоставить уже имеющиеся в базе инструкции и выдать их пользователю. С помощью алгоритма делать это намного проще и быстрее, чем в рантайме анализировать возможные ситуации и генерировать из них инструкции.
Но есть два больших минуса — такой подход заставляет выделять дополнительные ресурсы на хранение новой информации и создаёт зависимость от обновления пакетов данных. Если данные не обновлены или их нет, то пользователь не получает доступ к фиче даже при наличии у него алгоритма.
Новый алгоритм
Ещё на этапе создания первого прототипа мы увидели, что из-за пешеходных инструкций растёт размер локальной базы, используемой для поиска маршрутов. В среднем пакет роутинга вырос на 20% — это недопустимо много, так как приведёт к увеличению размера офлайн-баз на телефонах нашей аудитории.
По сравнению с автомобильными перекрёстками пешеходные допускают намного больше вариантов прохода. Стандартный перекрёсток — это 56 вариантов прохода пешком в зависимости от положения начальной (8 сторон перекрестка) и конечной (7 сторон) точки. И в каждом варианте — до трёх пешеходных манёвров.
И самих пешеходных перекрёстков за счет всего многообразия пеших дорожек и их пересечения в графе в разы больше, чем автомобильных. С учётом того, что мы заметили рост только на начальном этапе проработки инструкций и оставалось ещё много нерешённых кейсов, тенденция пугала.
Из-за этого мы отказались от идеи предрасчёта пешеходных инструкций и перенесли логику их генерации в рантайм. Если есть интернет, то расчёт инструкций идёт на наших серверах, а если интернета нет или ответ сервера не уложился по таймауту, — то на мобильном приложении. Фактически мы заново переписали алгоритм.
Мы стали меньше зависеть от версии данных. А в сочетании с тем, что бо́льшая часть сценариев строится через наш онлайн-сервер, появилась возможность быстрой доработки алгоритма сразу для всех пользователей.
Новые инструкции
Повторюсь, что пешеходные проходы через перекрёстки намного более вариативны по сравнению с автомобильными.
Каждый перекрёсток — возможность изменить маршрут
На этапе проработки инструкций мы столкнулись с проблемой их компактного, однозначного и своевременного представления. Звёздочку задаче добавляло то, что телефон может лежать в кармане, и пользователь не видит направляющую линию и стрелочки. Ориентироваться можно только на голосовое ведение. Кроме этого, пешеход в отличие от автомобиля может легко развернуться практически на любой угол на совсем узком участке. И важно объяснить человеку максимально точно, как и где именно переходить дорогу, поворачивать или спускаться.
Сначала я ходил и выписывал ошибки. Иногда проходил перекрёстки несколько десятков раз, чтобы понять, какие могут быть варианты их прохождения. Потом сделали эмулятор, на котором запускали виртуального пешехода, и слушали, что и в какой момент ему озвучивается.
Проверяли озвучку лесных тропинок, дворовых дорог, переходов через широкие перекрёстки, нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы со светофорами.
Собранный практический опыт анализировали, обсуждали, разбивали на группы доработок, объединённых общими решениями. Для каждой из них придумывали алгоритмические сценарии.
На этом этапе поняли, что однокомпонентных инструкций по типу автомобильных недостаточно — в пеших маршрутах две отдельные инструкции были так близко, что из-за неточности GPS могут прозвучать несвоевременно и запутать человека.
Мы сделали составные голосовые инструкции, чтобы ориентироваться ещё до начала перехода, в какую сторону двигаться после него.
С точки зрения пользователя, такая инструкция ничем не отличается от привычной автомобильной. Так, фраза «Поверните налево, затем через 100 метров поверните направо» для авто — это две однокомпонентных инструкции
«Поверните налево» + «через 100 метров поверните направо». А у пешеходов фраза для перехода через дорогу «Поверните налево на пешеходный переход, а затем поверните направо» — это полностью одна инструкция.
Фактически такие инструкции — связки любых элементарных инструкций поворота, но в виде единой озвучиваемой инструкции. Такой подход позволил существенно повысить информативность и удобство фонового ведения. Особенно при переходе нетривиальных перекрёстков.
На ближайшем пешеходном переходе поверните налево,
а сразу после перехода поверните направо
Что ещё
Пешеходные маршруты часто включают в себя относительно мелкие проходы — рёбра графа. А в городских условиях, когда сигнал нестабильный и/или экранируется высотными объектами, погрешности позиционирования могут мешать правильно рассчитывать инструкции и вести по маршруту. Чтобы случайно не перекинуть текущую точку на другую сторону улицы, мы немного «подтюнили» алгоритм — учитываем нюансы погрешности и корректируем алгоритм притяжки к маршруту вплоть до 30 метров.
Ведение голосом — решение, когда телефон лежит в кармане. Но чтобы избежать ситуацию, когда в шумном городе голос не будет слышно, мы добавили вибрацию, которая срабатывает вместе с озвучкой перед нужным манёвром. Сам вибрационный паттерн сделали отличающимся от привычного при сообщении в мессенджере.
Что получилось
В итоге на первую публичную версию навигатора для пешеходов у нас ушло примерно шесть месяцев. Сейчас он доступен в версии 2ГИС для iOS и Android.
Мы проделали огромную работу, но сами прекрасно понимаем, что упустили хитрые варианты. Присылайте через мобильное приложение кейсы, которые мы показали и озвучили неправильно — каждый рассмотрим и учтем в алгоритме.
Если вы пешеход или автостопщик, то наличие Android или IOS смартфона с пешеходным навигатором никогда не помешает. Проложить путь к конкретному месту на карте, отобразить ближайшие магазины или достопримечательности, предоставить информацию об общественном транспорте, все это сделают навигационные приложения, нужно всего лишь установить их на свое устройство.
Приложения смартфонов: карты и навигаторы — стали неотъемлемым инструментом пешехода на городских улицах.
Принцип работы пешеходного навигатора
Пешеходный навигатор работает аналогично автомобильному, но построение маршрута прокладывается по привычным для пешехода путям: дорожкам, тротуарам, тропинкам и т.д. Навигаторы такого типа можно условно разделить на работающие в онлайн или оффлайн.
Существуют приложения, которые позволяют совершать навигацию при помощи голоса. Задайте конечную точку и приятный голос из кармана будет направлять вас к путевой точке.
- Создание маршрутов для пешеходов.
- На карте видны местные достопримечательности, магазины и т.д.
- Построение альтернативных маршрутов.
- Большинство приложений требуют подключение к интернету.
- В случае длительной прогулки телефон будет быстро разряжаться.
Типы навигаторов для пеших маршрутов
Навигаторы делятся на переносные самостоятельные устройства и GPS приложения, которые устанавливаются на смартфоны и планшеты. Как правило, мобильные девайсы более функциональны и защищены от погодных условий, как правило, антивандального исполнения.
Поговорим о программных продуктах — GPS приложениях. Выбор в Google Play или App Store огромен, но какое из популярных приложений подойдет лучше всего?
Яндекс навигатор для пешеходов работает по России, Беларуси, Украине и Казахстану.
Один из самых популярных навигаторов в странах СНГ. Приложение предлагающее пользователям массу полезных и качественных услуг. Навигатор от Яндекса отлично выполняет свои функции. Имеет простой интерфейс, быстро выводит доступные варианты маршрутов. Навигация для пешеходов работает только по России, Беларуси, Украине и Казахстану. Как и Google Maps, приложение Яндекс Навигатор не может прокладывать пешеходные маршруты без подключения к сети сотовой связи.
- Бесплатное приложение
- Наличие русского языка
- Постоянные обновления – с периодичностью раз в 2–4 недели.
- Гибкость
- Растровые карты – на снимках, полученных со спутников, наносятся названия улиц, номера домов и т.д.
- Постоянное развитие приложения, в том числе обеспечение возможности проложить маршрут без интернет-подключения.
Карты 2ГИС занимают очень мало места из-за векторного рендеринга.
Кроме того, приложение можно использовать как навигатор для водителей и пешеходов. В настройках нужно указать место назначения, а приложение само проложит нужный маршрут. В общественном транспорте для пешеходов доступна навигация.
- Бесплатное приложение
- Наличие русского языка
- Наиболее подробные карты
- Актуальность карт
- Работа оффлайн
- Удобный и современный интерфейс
- Количество доступных стран и городов
- Отсутствует возможность проложить маршрут без интернет-подключения
Google нанес на карту более 220 стран.
Это официальное бесплатное приложение для навигации от Google, которое по умолчанию установлено практически на каждом Android-смартфоне. Приложение рассчитывает маршрут на основе карт, известных из поисковой системы, и имеет встроенную (и постоянно обновляемую) базу данных большинства уголков мира (Google нанес на карту более 220 стран).
Приложение обладает интуитивно понятной настройкой маршрута для пешего режима, информацию о дорожном движении в реальном времени, возможность загрузки фрагментов автономной карты и функцию просмотра улиц. Рекомендации, которые будут полезны по прибытии в пункт назначения, также достойны похвалы: богатый список интересных мест, ресторанов, кафе, отелей или информация об общественном транспорте. Навигатор от Google не сможет проложить маршрут без доступа к сети.
- Бесплатное приложение
- Наличие русского языка
- Количество доступных стран и городов
- Регулярное обновление карт
- Возможность скачивать карты
- Длинный список интересных мест
- Векторные карты
Отсутствует возможность проложить маршрут без интернет-подключения
Maps.Me работает на основе свободных географических карт OpenStreetMap.
Умный навигатор для мобильных устройств, в основе которого лежит OSM карта (свободная географическая карта OpenStreetMap). Приложение предлагает не менее интересные функции и те же возможности навигации, что и приложения, описанные выше, а также может функционировать без доступа к интернету. Здесь и оффлайн режим с загрузкой карт и полезные места в виде ресторанов, магазинов и прочего.
Наличие пешеходного режима и установка различных надписей или добавление недостающих мест на карте прибавляет в привлекательности приложению среди конкурентов. Из полезных функций, стоит отметить возможность вызова такси из интерфейса приложения.
- Бесплатное приложение
- Наличие русского языка
- Регулярное обновление карт
- Работа оффлайн
- Удобный и современный интерфейс
- Подробность карт
- Не перестраивает маршрут
Какой навигатор для пешехода лучше?
Все вышеперечисленные навигаторы имеют свои преимущества и недостатки, обладающие схожим функционалом. Чтобы сделать выбор в пользу того или иного приложения, нужно знать, как и где пользователь будет работать с ним.