Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Мониторинг износа шин и несколько простых методов Системы контроля давления шин
Содержание
  1. Разница в индексе для летней и зимней резины, как отследить изношенность покрышки
  2. Основные причины износа шин
  3. Почему важно знать степень износа шин
  4. Остаточная глубина протектора летних шин
  5. Как можно проверить степень износа шин
  6. Высота протектора и тормозной путь
  7. Как пользоваться показаниями индикатора износа и когда следует заменить шину
  8. На что смотреть, помимо глубины протектора, при покупке б/у шин
  9. Индикатор остаточной глубины протектора шины
  10. Когда и как контролировать давление и механическое состояние шины
  11. Как измерить и определить износ протектора шин
  12. Предельно допустимый износ покрышки
  13. Износ шины в процессе эксплуатации
  14. Контроль высоты протектора шины
  15. Остаточная глубина протектора зимних шин
  16. Виды износа шин
  17. Способы измерения остаточной глубины протектора шины
  18. Как определить неравномерную изношенность шин
  19. Как узнать индекс износа шин
  20. Допустимые значения, способы измерения
  21. Несколько простых методов
  22. Как визуально проверить износ шины
  23. Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин
  24. В чем заключается опасность износа шин
  25. Способы реализации и возможности
  26. Суть остаточной глубины протектора шины

Разница в индексе для летней и зимней резины, как отследить изношенность покрышки

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Обычный срок эксплуатации любых шин около 6 лет, но в основном он зависит от состояния машины. Слишком грубое управление, неисправности подвески и неправильное давление значительно уменьшают срок службы покрышек. Изношенность резины также может стать причиной для заносов и аварий.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Высота протектора — важный параметр, определяющий основные характеристики шины и всего автомобиля, в том числе управляемость, сцепление с дорожным покрытием и т.д. Современные шины позволяют отслеживать степень износа протектора с помощью специальных интегрированных индикаторов. Что такое индикатор износа шин и как им пользоваться — читайте в данной статье.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Безопасность автомобиля и водителя с пассажирами на дороге определяющим образом зависит от состояния его шин. Только покрышка с нужной высотой протектора может обеспечить оптимальное управление транспортным средством и гарантировать нужный тормозной путь. Контроль состояния покрышек автомобиля и их своевременная замена должны стать главными правилами для каждого автомобилиста.

Шины автомобиля играют ключевую роль в обеспечении безопасности автомобиля в процессе его движения. От состояния шины во многом зависит поведение и управляемость транспортного средства при совершении маневров и в критической ситуации. Поэтому, каждый автомобилист, садясь за руль своего автомобиля, должен быть уверен, что резина его автомобиля находятся в нормальном состоянии и отвечают установленным техническим регламентом нормам.

Основные причины износа шин

Из-за чего покрышки часто изнашиваются?

  • Плохое дорожное покрытие. К сожалению, водителям каждый день встречаются плохие дороги. Старайтесь вести машину аккуратно, объезжая ямы и неровности, и ваши колеса продержатся намного дольше.
  • Техника вождения. У профессиональных автомобилистов покрышки стираются гораздо реже, чем у новичков.
  • Нерегулярное прохождение техосмотра автомобилей.
  • Безответственное отношение к давлению воздуха в покрышках.
  • Ассиметричное положение колес.
  • Нарушение правил скоростного режима. Езда на высокой скорости быстро выводит из строя даже недавно приобретенные покрышки.
  • Несоответствие шин времени года. Зимнюю резину нужно использовать только при наступлении заморозков, так как такие шины очень мягкие и шипованные. При использовании в теплую погоду шипы стираются о дорожное покрытие. Летняя резина твердая, а при использовании в зимнее время года становится еще тверже и сцепление с дорогой ухудшается.
  • Неправильная установка колес.
  • Неисправное рулевое управление или ходовая часть машины.
  • Заносы.

Важно знать: срок службы автомобильных покрышек составляет около 10 лет. Вне зависимости от того, как часто вы ездите на машине, шины в любом случае нужно вовремя менять. На изношенность резины влияет не только скорость и редкое использование автомобиля, но и метеоусловия – температура и влажность воздуха.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

При регулярной эксплуатации авто средний срок службы покрышек составляет около 5 лет. Если использовать шины дольше срока, указанного производителем, это приведет к накоплению влаги. В результате металлический корд деформируется, и покрышка может лопнуть. Такая ситуация может привести к серьезным авариям на дороге. Будьте внимательны и меняйте резину вовремя.

Почему важно знать степень износа шин

Основные характеристики автомобильных шин обеспечиваются нанесенным на их поверхности выпуклым рисунком — протектором. Благодаря протектору формируется пятно контакта шины с дорожным протектором, обеспечивается зацепление колеса с дорогой, а главное — протектор отводит из-под колеса воду, грязь и снежную кашу, обеспечивая лучший его контакт с поверхностью дороги.

Однако резина постоянно подвергается износу, поэтому с течением времени протектор истирается и его высота уменьшается. Это влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе снижение скорости начала «аквапланирования», ухудшение управляемости, повышение вероятности срыва в занос и т.д., а износ протектора грузовиков и тракторов снижает и проходимость этих транспортных средств. В конечном итоге, чрезмерный износ шин снижает безопасность автомобиля и может стать причиной ДТП.

Поэтому высота протектора жестко регулируется законом, и каждый водитель должен соблюдать установленные требования на износ шин. Остаточная высота протектора, при достижении которой шины уже нельзя эксплуатировать, установлена пунктом 5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», который является приложением к ПДД.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

5 220 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

5 250 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

6 700 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

29 490 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

3 870 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

23 090 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

19 260 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

8 630 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

8 340 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

15 960 ₽

Показать все товары

На сегодняшний день установлены следующие значения остаточной высоты протектора:

  • Для мотоциклов — 0,8 мм;
  • Для грузовых автомобилей — 1 мм;
  • Для легковых автомобилей — 1,6 мм;
  • Для автобусов — 2 мм.

При достижении указанных значений шину необходимо заменить, в противном случае это будет нарушением ПДД с наложением на водителя соответствующих санкций. Определить остаточную высоту протектора можно различными способами, однако сегодня наиболее распространенным и простым является встроенный в шины индикатор износа.

Каждый автовладелец знает, что езда на «лысой» резине опасна. Поэтому вопросы, как вовремя «поймать» момент, когда нужно заменить шины, как высчитать износ и, как в этом помогают индикатор износа шин, всегда остаются актуальными. Для того чтобы выяснить степень износа часто используют различные цифровые измерители, линейку, штангенциркуль, которыми меряют глубину протектора. Можно также применять любой предмет: спичку, монетку, полоску металла. Достаточно лишь вставляя их в протектор, сделать метки, которые в дальнейшем позволят получать текущую информацию об износе. Можно рассчитывать износ в процентах по специальной формуле. Но самым удобным и точным способом получения информации об износе являются индикаторы износа шин, которые устанавливается производителями.

Где индикатор износа?

Надо понимать, что в Европе и РФ установлены единые предельно допустимые величины высоты протектора. Для летних шин они составляют 1.6 мм, а для зимних – от 4 до 6 мм. Тогда становится очевидным, что речь пойдёт именно о протекторном блоке. Для определения места, где расположен индикатор износа шин, следует найти на её боковой поверхности специальную метку, которая может быть в виде аббревиатуры TWI, логотипа производителя, маленького треугольничка либо бибендума для шин Michelin. В качестве примера можно привести индикатор износа резины Michelin, находящийся в центральной канавке протектора. Его место расположения указывает маленький бибендум – резиновый человечек, символ Мишлен.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Многие производители монтируют в протекторах промежуточные индикаторы износа, исчезновение которых указывает на критический износ и необходимость замены.

Пример такого индикатора на шине Continental

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Индикаторы износа шин Bridgestone

В отличие от других производителей шины этой марки имеют не один, а два вида индикаторов. Прежде всего, это индикаторы полного износа, имеющие вид небольших стрелочек, которые проявляются, когда высота протектора достигла 1.6 мм. Индикаторы этого вида находятся в шести местах и если они появились, шину требуется заменить. Кроме того, имеется индикатор износа зимних шин Bridgestone, показывающий 55% износа. Он имеет форму ребристых выступов в протекторе, которые установлены в четырёх местах. Если во время эксплуатации появляется хотя бы один из них, то это свидетельствует о том, что резина не может далее использоваться в качестве зимней. На фотографии ниже показано, как они выглядят.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Индикатор износа шин Nokian

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Снежинка, которую можно видеть на фото, является индикатором возможности эксплуатации покрышки зимой. Кроме того, в последнее время на шинах этого производителя рядом с цифрами и снежинкой можно видеть изображение капли, исчезновение которой означает повышение риска аквапланирования.

Следует знать, что цифровые индикаторы бывают также в виде цифр, означающих процент соотношения высоты изношенного протектора к первоначальному, а также в виде одной сегментированной цифры, каждый сегмент которой выдавлен на различную глубину.

Конечно, можно проводить измерения, используя специальную формулу для расчёта износа, которая имеет следующий вид:

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Но зачем это делать, если при наличии индикаторов износа контроль очень прост, ведь для этого достаточно лишь периодически проверять их состояние.

Остаточная глубина протектора летних шин

По времени эксплуатации шины делятся на зимние и летние, хотя еще бывают и всесезонные. Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо наказаний за использование резины, не подходящей по сезону – есть лишь технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных технических средств», но его положения имеют рекомендательный характер.

Отличить шины можно даже по рисунку проектора – у летних шин обычно он разделен широкими канавками, с помощью которых обеспечивается отвод от колес воды, причем они делаются и в продольном, и в поперечном направлениях.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Поскольку летом проблемы при вождении доставляют главным образом лужи, то по остаточной глубине протектора летних шин требования ПДД менее жесткие. Зависит этот показатель от категории транспортного средства и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения». Так, остаточная глубина протектора шин легковых автомобилей должна составлять не менее 1,6 мм, а у грузовиков – как минимум 1 мм.

Современные производители шин избавляют владельцев автомобилей от необходимости производить замеры глубины протектора вручную – теперь на степень износа указывают специальные индикаторы. Они могут иметь различную форму, но самый простой вариант – это перемычки, находящиеся в канавках. Также это могут быть цифры, выдавленные на разной глубине, цветные полосы, появляющиеся при износе поверхностного слоя, и т. д.

Сравнение цен актуально на

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Средняя цена по рынку

4 528.78 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

5 582.38 ₽

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

4 906.86 ₽

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Как можно проверить степень износа шин

Проверить уровень повреждения покрышек можно несколькими способами.

1. Внешний вид покрышек.

Этот способ является одним из самых легких. Рабочие служб технического обслуживания и шиномонтажей, а также некоторые профессиональные водители на глаз определяют изношенные шины. Что нужно делать? Осмотрите резину, и определите, не пора ли сменить резину. Нижеприведенные ситуации помогут вам понять, когда необходимо срочно заменить покрышки:

  • Протектор поврежден, на нем видны разрывы и порезы.
  • Резина изношена неравномерно – одна сторона покрышки стерта полностью.
  • Внутренняя часть резины стерта.
  • Есть небольшой выступ на боковой части шины.

Также на шине расположен индикатор износа (перпендикулярен оси вращения шины). Если он расположен вровень с протектором, резину необходимо заменить.

READ  Как отключить систему контроля давления в шинах??

2. Индикатор износа.

В современном мире в канавках протектора шины располагается индикатор, который позволяет проверить степень износа. Он представляет собой часть протектора высотой 1,6 мм. Шины постоянно подвергаются износу и стираются. Высота протектора постепенно становится меньше, и как только она сравняется с индикатором, покрышки незамедлительно стоит заменить. Чтобы проверить, на каком уровне находится индикатор, можно найти на боковой стороне протектора одну из следующих меток:

  • треугольник;
  • знак TWI;
  • логотип торговой марки.

На некоторых шинах встречаются так называемые промежуточные индикаторы. Нельзя допускать, чтобы они полностью стерлись. При езде по влажному покрытию сцепление колес с дорогой будет недостаточным, и это может привести к серьезной аварии.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

На новых шинах в ламелях и протекторах располагаются цифровые индикаторы. Цифры выдавлены в покрышке на разной глубине. Самая маленькая цифра – два (для летней резины) или четыре (для шипованной зимней резины) расположена на самой большой глубине. Самая большая цифра — восемь выдавлена на малую глубину. Во время использования машины, цифры поочередно стираются и пропадают. Проверить степень износа резины можно как раз по этим показателям. Если индикаторы стерты полностью, использовать шины не рекомендуется, подобный износ колес считается критическим.

3. Цвет шины.

Современные производители покрышек вводят в продажу колеса, способные менять цвет в зависимости от уровня изношенности. Если резина полностью изношена, цвет протектора будет бросаться в глаза, а это значит, что пора «переобуться». Такой способ определения степени износа шин является самым удобным, но яркие колеса смотрятся не очень красиво.

4. Измерение глубины профиля.

Благодаря вышеуказанным способам, можно быстро проверить степень изношенности резины, но индикаторы не всегда достоверны в своих данных. Чтобы точно знать, можно ли эксплуатировать шины, рекомендуем воспользоваться маленьким прибором (измерителем глубины профиля), с помощью которого можно измерить глубину канавок протектора. Обязательно сравните свои результаты с нормативами ПДД, и если они ниже установленных норм, покрышки следует заменить.

5. Ручные способы.

Для измерения глубины пространства между блоками рисунка протектора идеально подойдут такие подручные средства как штангенциркуль или обычная линейка. На дно канавки опускается край штангенциркуля или линейки, а затем измеряется глубина.

Проверить глубину протектора можно металлической монетой (неважно российской или иностранной). Например, если мы возьмем долларовую монетку и опустим ее на дно канавки (монетку нужно опускать головой президента вниз). Волосы президента Вашингтона не должны быть видны, в ином случае покрышки необходимо заменить. Можно еще использовать долларовую монету в один цент. Если вы видите макушку Линкольна, резина изношена.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Российской монетой номиналом в два рубля тоже можно проверить уровень изношенности покрышек. Поместите ее в пространство между блоками в рисунке протектора головой орла вниз. Если вы видите орла полностью, резина критично стерта. Но если голова орла не показывается из протектора, то покрышки в хорошем состоянии.

Монетка в один евро также может помочь в измерении глубины протектора. Резина вашей машины не требует замены, если золотой ободок не видно в канавке протектора.

Напоследок несколько рекомендаций по предотвращению износа. Во-первых, следует контролировать давление в колесах. Во-вторых, после переборки или ремонта подвески следует проверять геометрию установки колес. Крен в одну сторону или неравномерный износ свидетельствует о неправильном схождении или развале. Эти простые рекомендации дают возможность предотвратить быстрый износ резины.

Советуем вам регулярно проходить техосмотр вашего автомобиля, а также проверять стертость шин на автозаправочных станциях, чтобы вовремя предотвратить критический износ и последующие возможные аварии. Относитесь бережно к своему автомобилю!

Высота протектора и тормозной путь

Тормозной путь автомобиля, в первую очередь, зависит от состояния и остаточной высоты протектора покрышки. Следует помнить, что в процессе износа протектора тормозной путь автомобиля будет увеличиваться. Если принять за единицу тормозной путь абсолютно новой покрышки, то при износе на 1 мм протектора покрышки тормозной путь будет увеличиваться приблизительно на 5%. При достижении же критической высоты протектора в 1,6 мм, тормозной путь, в сравнении с новой покрышкой возрастает в 1,6 раза. Такой расчет верен для сухой поверхности дороги, для мокрых и скользких поверхностей результаты увеличения тормозного пути будут еще больше в 2,5–3 раза.

Каждый автолюбитель должен запомнить, что своевременная смена шин позволит избежать аварийных ситуаций и уменьшит количество летальных исходов, которые случаются на дорогах.

Как пользоваться показаниями индикатора износа и когда следует заменить шину

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Оценка износа протектора с помощью индикатора довольно проста и не требует каких-либо особых навыков. В первую очередь, необходимо по значкам на боковой части шины найти положение индикаторов, а затем уже по индикатору оценить степень износа протектора.

В случае объемного индикатора необходимо ориентироваться на разность высоты протектора и индикатора, и если они равны — следует произвести замену покрышки. Выравнивание высоты протектора с промежуточным индикатором не является сигналом о необходимости замены шины, но дает водителю понять, что уже стоит соблюдать осторожность и готовиться к скорой замене резины.

В случае цифрового индикатора нужно ориентироваться на самую большую из выдавленных в протекторе цифр. Так, если на летней резине стерлись все цифры, кроме «4» и «2», то шину еще можно эксплуатировать, однако стоит готовиться к ее скорой замене. О необходимости поставить новую резину говорит исчезновение цифры «2» на летних шинах и цифры «4» на зимних шинах.

Затягивать со сменой покрышек при их износе нельзя, так как это опасно и, к тому же, незаконно. Поэтому рекомендуется периодически осматривать индикаторы износа шин и при наступлении критического износа произвести их замену. Только так можно избежать многих опасностей, которые таят «лысые» покрышки, и санкций со стороны сотрудников ГИБДД.

На что смотреть, помимо глубины протектора, при покупке б/у шин

При покупке б/у шин именно величина глубины протектора является одним из важнейших показателей, хотя значение имеют и другие детали (наличие или отсутствие проколов, грыж, трещин и т. д.). Итак, если вы решили не тратиться, а приобрести подержанную резину, то учитывайте следующее:

  • Дата изготовления – даже если шина мало использовалась, со временем резина утрачивает свои эксплуатационные свойства.
  • Трещины – пусть и небольшого размера, но они ухудшают качество сцепления с дорогой.
  • Следы окисления металлического корда внутри – тоже плохой признак.
  • Глубина протектора – в среднем она сокращается на 1 мм за сезон, что позволяет рассчитать, на сколько еще лет хватит данных шин.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Рынок подержанных шин сейчас велик, причем есть и крупные каналы поступления б/у резины:

  • страховые компании – повреждение одной шины в течение страхового срока является основанием для замены всего комплекта;
  • лизинг – транспорт, находящийся в лизинге, должен проходить ТО по плану, и это распространяется на смену резины, даже если оказывается вполне допустимая остаточная глубина протектора шин;
  • производители шин – например, при наличии брака, имеющего косметический характер и не влияющего на технические характеристики.

Итак, контролируя остаточную глубину протектора, владельцы легковых и грузовых автомобилей сумеют вовремя определить необходимость замены шин.

Индикатор остаточной глубины протектора шины

У каждого производителя могут быть свои системы индикаторов износа резины, причем иногда их бывает сразу несколько, включая промежуточные. Общее название для подобных индикаторов звучит по-английски как Tread wear indicator, и об их наличии обычно сообщает помещенная на боковину колеса маркировка TWI, а также треугольник, указывающий на место их расположения. Наиболее популярным видом индикаторов износа являются объемные выступы в канавке, высота которых сделана на уровне максимально допустимого износа слоя резины.

Внимание! Не нужно путать индикатор износа шин TWI с коэффициентом износоустойчивости TREADWEAR – это разные показатели, напрямую между собой не связанные.

Когда и как контролировать давление и механическое состояние шины

Выполнять контроль давления в шине рекомендуется не реже одного раза в месяц при помощи специального манометра. Для того чтобы водитель не забыл параметры давления в шинах, производители современных автомобилей указывают их, кроме сервисной книжки, еще и на водительской двери, пороге автомобиля или центральной стойке.

Замеры давления в колесе следует выполнять на «холодном» колесе, ведь при движении покрышка греется, нагревая и воздух внутри. При повышении температуры воздуха, его давление будет немного выше, и в таком случае манометр даст некорректный результат измерений. Визуальный осмотр шины на предмет пропускания воздуха (можно выявить, если отклонения от нормы составит более 25%) или повреждения следует проводить перед каждой поездкой. При выявлении каких-либо несоответствий шины установленным нормам следует провести более тщательный осмотр, и только после подтверждения ее нормального технического состояния можно начинать движение.

Как измерить и определить износ протектора шин

Автомобильные шины получают значительную нагрузку во время летних поездок. Важно, чтобы они были в идеальном состоянии для максимальной безопасности. Но как определить изношенность летних шин?

Существует три простых способа оценить износ в летних шинах:

  • Просмотрите глубину протектора. Все шины имеют протектор, который покрывает почти все части поверхности шины. Этот протектор должен быть полностью целым, тогда как если он стал истонченным или поцарапанным, это значит, что шины изношены.
  • Проверьте прочность бортов. Летние шины должны быть мягкими и не должны иметь складок или проколов. Если шина стала твердой и сухой и имеет проколы, то это значит, что она разорвана и имеет больший срок эксплуатации.
  • Найдите индикатор покрышки, осмотрев боковую сторону у шины. Там располагается маркировка, которая может иметь форму треугольника, снежинки или логотипа компании. Если вы нашли данный индикатор, значит протектор уже полностью стерся и шину надо срочно заменить.

Продлить срок шин можно, если изначально хранить их по инструкции (см. Сезонное хранение шин), не перегружать багажник и следовать правилам аккуратного вождения. Зная признаки изношенности летних шин, можно принять правильное решение по их обновлению или замене для максимальной безопасности дорожного пути.

Предельно допустимый износ покрышки

Глубина протекторов новых покрышек варьируется от 5 мм для полусликов и до 17 мм для внедорожных шин. Обычные летние автомобильные шины имеют высоту протектора 7,5–8,5 мм, а зимние 8,5–9,5 мм.

Предельный износ покрышки зависит от типа используемых шин и устанавливается законодательством, регламентирующим техническое состояние транспортных средств, используемых на автомобильных дорогах. Показатель остаточной глубины летней шины составляет 1,6 мм на всей поверхности протектора (для грузовых автомобилей эта величина составляет 1 мм, для автобусов — 2 мм), а для шин, которые используются зимой, этот показатель равен 4 мм.

Хотя законом и установлена норма в 1,6 мм, многие производители рекомендуют менять шины при остаточной высоте протектора 3 мм. По их мнению, при глубине канавок протектора меньше 3 мм хуже отводится влага из-под колеса при движении на мокрой дороге и покрышка не способна гарантировать оптимальные сцепные качества на мокром покрытии даже в летнюю пору.

Износ шины в процессе эксплуатации

Автомобильные шины, как и любая деталь в автомобиле, в процессе использования изнашиваются и через определенный срок приходят в негодность. Покрышки проектируется под определенные условия эксплуатации, несоблюдение которых приводит к их быстрому износу и невозможности дальнейшего использования.

READ  Косвенный контроль давления в шинах

Контролируем давление в шине

Одним из основных факторов, которому постоянно следует уделять внимание, является давление воздуха в шине. В процессе повседневного использования автомобиля, давление в шине через некоторое время может падать из-за утечки воздуха. Результатом снижения давления становится повышенный износ протектора шины и деформация корда. Автомобиль с недокачанной шиной имеет большее сопротивление качения, повышенное потребление топлива, ухудшение управляемости при маневрах и экстренном торможении.

Чрезмерное давление в шине также имеет свои отрицательные стороны и приводит к более быстрому износу шины. Увеличенное давление провоцирует разрушение корда покрышки и интенсивный износ средней области покрышки. Кроме этого, сильно накачанная шина имеет худшие амортизационные свойства и при ударных нагрузках на некачественной дороге увеличивается вероятность разрыва шины.

Следим за механическими повреждениями поверхности шины

Автовладельцам не следует пренебрегать периодическим осмотром поверхности шин. Казалось бы, мелкие камни и частицы асфальта, которые застревают в протекторе шины, не несут вреда. Но не все так просто. Инородное тело в протекторе покрышки играет роль точечного дефекта, генерирующего в этом месте значительные механические напряжения в конкретной области покрышки. Суммарное действие постоянных нагрузок, которые испытывает шина в процессе движения автомобиля, и локальных напряжений приводит к более быстрому износу протектора, а также может стать причиной прокола покрышки, вплоть до ее полного разрушения.

Своевременно делаем балансировку колеса и развал-схождение

Если водитель пренебрегает балансировкой шины, то это может стать причиной неравномерного и чрезмерного локального износа протектора резины. Дело в том, что несбалансированное колесо, в процессе вращательного движения и действия центробежной силы, в отдельных его частях будет испытывать чрезмерные механические нагрузки. Именно в этом месте и будет наблюдаться повышенный износ протектора.

Неправильный развал-схождение на автомобиле также отрицательно влияет на состояние протектора колеса. Если некорректно выставлен один из углов колеса, то это спровоцирует неравномерный износ покрышки (может наблюдаться повышенный износ внутренних или внешних частей покрышки), что крайне отрицательно влияет на устойчивость автомобиля на дороге.

Контроль высоты протектора шины

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Протектор — та часть покрышки, которая контактирует с дорожным покрытием. Именно от параметров и состояния протектора зависит показатель сцепления автомобиля с дорогой и его управляемость при движении, особенно на скользкой дороге. Проверка износа протектора шины должна стать привычкой водителя и выполняться не менее одного раза в три месяца. Существует несколько способов замера износа протектора: по индикатору износа покрышки, по цифровому индикатору, по показателю остаточной глубины профиля протектора.

Большинство производителей автомобильных шин, в процессе производства покрышки, наносят на одной из продольных канавок специальный блок высотой в 1,6 или 4 мм (зависит от того, это летняя резина или зимняя). При износе протектора до уровня этого блока, шина считается израсходовавшей свой эксплуатационный ресурс. Дальнейшее использование ее крайне опасно.

Некоторые производители автошин дополнительно размещают на покрышке еще и промежуточные индикаторы. Изнашивание резины до этого индикатора свидетельствует о том, что шина больше не может гарантировать оптимального сцепления на мокрой дороге.

Некоторые производители на поверхности протектора наносят систему цифр, которая свидетельствует о толщине слоя протектора, который еще остался. В процессе износа протектора, стирается одна цифра, на месте которой появляется изображение другой, указывающей текущее значение протекторной толщины.

Контроль глубины протектора при помощи измерителя

Все используемые индикаторы позволяют быстро и наглядно оценить степень износа шины, но они не гарантируют той точности, которую даст специальный прибор — измеритель протектора. При помощи измерителя можно точно установить толщину протектора шины в любом ее месте, как это предусматривает законодательство.

Остаточная глубина протектора зимних шин

Зимние шины эксплуатируются в более сложных условиях, и они должны обеспечивать хорошую управляемость автомобилем на заснеженной или обледенелой дороге. Кроме хорошо известных заносов, автомобилиста зимой может подстерегать такое явление, как слэшпленнинг. По сути, это аквапланирование, возникающее на покрытии с мокрым снегом: в этом случае между колесом и твердой поверхностью образуется водяной клин, ухудшающий сцепление, вплоть до полной потери контакта.

Промокший снег на дороге представляет не меньшую опасность, чем наледь. Необходимо, чтобы вода и снежно-водяная каша эффективно отводились от колеса, для чего тоже используются канавки, причем их проходимость должна быть выше, чем у летних шин. Большую роль в отводе слякоти играют поперечные канавки, а продольные могут вообще отсутствовать – это характерно для рисунка протектора, называемого «елочкой».

Соответственно, Правила дорожного движения требуют, чтобы остаточная глубина протектора на зимних и всесезонных шинах – и на легковых, и на грузовых автомобилях – составляла не менее 4 мм. Езда на «лысой» резине является нарушением правил: это считается неисправностью, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства. Если сотрудник ГИБДД обнаружит сильный износ шин, то водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Зимние шины отличаются от летних и по фактуре резины: на первых она более мягкая, что дает возможность сохранять эластичность покрытия. Летняя же резина на морозе дубеет и теряет свои свойства. Правда, мягкость зимних покрышек приводит к тому, что они быстрее изнашиваются, поэтому срок службы у них обычно короче, чем у летних. Также отличается и рисунок протектора – чаще он имеет направленный вид; плюс блоки на зимней резине обычно не гладкие, а покрыты зигзагообразными линиями – ламелями.

Наконец, зимние шины могут быть оснащены шипами, которые устанавливаются для улучшения сцепления колеса со снежной или ледяной поверхностью. При измерении глубины протектора высота шипов не принимается во внимание, хотя на шинах с небольшой глубиной протектора шипов обычно и так не остается.

С учетом того, что ПДД предъявляют разные требования к сезонным шинам, некоторые водители докатывают зимнюю резину летом. Хотя прямого запрета на подобное использование шин без шипов нет, лучше этого не делать.

С одной стороны, в ПДД есть оговорка, что размер остаточной глубины имеет значение при «отсутствии индикаторов износа»: значит, если они есть, то покрышка непригодна к дальнейшей эксплуатации. С другой же – езда летом на старой зимней резине будет сопровождаться ухудшением продольной динамики и управляемости автомобиля. Поэтому не стоит экономить на собственной безопасности – надежнее установить хорошие шины правильной сезонности.

4 366.76 ₽

5 193 ₽

Виды износа шин

В большинстве случаев изношенные шины можно увидеть невооруженным взглядом. Но профессионалы используют специальные датчики и индикаторы, чтобы определить уровень и характер износа. Рассмотрим несколько вариантов износа покрышек.

  • Центральный и двухсторонний износ
    Уровень давления в колесе – одна из причин такого износа. Давление в покрышках должно быть нормальное. Если оно повышено, то площадь соприкосновения колеса с дорогой снижается, и центральная часть резины стирается. Если давление в колесе понижено, то площадь соприкосновения, наоборот, увеличивается, и покрышки стираются по бокам. Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах на автозаправочных станциях. Это позволит вам поддерживать в покрышках необходимое давление и в свою очередь продлить срок действия автомобильных шин.

    Сравнение цен актуально на
    Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

    Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

    Средняя цена по рынку

    4 528.78 ₽
    Средняя цена по рынку

    5 582.38 ₽
    Средняя цена по рынку

    4 906.86 ₽
    Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

  • Пилообразный износ
    Износ с внутренней и наружной стороны покрышки вдоль протектора напоминает конфигурацию циркулярной пилы. Такое повреждение шин возникает, когда резина изменяет форму и трется об асфальт. Колесо соответственно тоже деформируется. Вовремя меняйте покрышки на колесах, чтобы обезопасить себя от такого вида износа.
  • Чешуйчатый износ
    Такой тип износа встречается в основном у грузовых автомобилей, так как он происходит в результате перегруза. Вследствие зубцеобразного износа на внутренней стороне покрышек могут образоваться трещины. Если вы регулярно перевозите большой груз, важно подбирать правильные шины. Установленные покрышки должны иметь 10%-15% запас при максимальной нагрузке. Если следовать этому правилу, срок эксплуатации резины увеличится в несколько раз.
  • Износ пятном и круговой
    Часто такой износ шин на передних колесах появляется в результате неравномерно установленных колес. Если шины не сильно изношены, данную проблему можно избежать при помощи обычной балансировки.

    Но это не единственная причина такого износа. Резина, стертая пятнами, может быть как следствие резкого торможения. Круговой износ встречается при неисправных амортизаторах или рычагах.

  • Острые края, с одной стороны, на передних колесах
    Плохие дороги и неаккуратное вождение – основные причины такого износа. Если регулярно ездить по гравийному покрытию или щебню, шины быстро приходят в негодность и на них образуются трещины, порезы или разрывы. При высокоскоростном движении автомобиля давление в покрышке увеличивается, и это может стать причиной расслоения деталей покрышки. Такой износ не всегда можно визуально заметить. Проведите рукой по покрышке. Если края протектора более острые по сравнению с другими более гладкими гранями, значит, резина полностью изношена и ее следует заменить.
  • Волочение
    Этот тип износа характерен для грузовых автомобилей. Волочение происходит, когда на одной оси расположены покрышки разного размера, диаметра, давления или глубины. Одно колесо постоянно проскакивает и тормозит, и в результате изнашивается. Для грузовых машин необходимо подбирать одинаковые шины, чтобы нагрузка на колеса распределялась равномерно, и хорошее сцепление с дорогой было обеспечено. Давление в шине должно быть нормальным, в противном случае покрышки быстро изнашиваются. Часто разбалансировка колес происходит по причине такого износа.
  • Продольный гребенчатый износ
    Этот неравномерный износ обычно возникает на шинах с блочным рисунком на сбегающем крае резины. При контакте с дорогой блоки рисунка покрышки вдавливаются внутрь, а затем принимают исходную форму, но при этом стираются о поверхность дороги. Соответственно на передней кромке протектор стирается сильнее, чем на задней. Такой тип износа становится более заметным при недостаточном давлении в покрышке.

    Средняя цена по рынку

    4 366.76 ₽
    Средняя цена по рынку

    5 582.38 ₽
    Средняя цена по рынку

    5 193 ₽
    Продольный гребенчатый износ возникает в результате резких торможений, разворотов, заносов, крутых поворотов, а также быстрой и неаккуратной езды. Во время такого вождения шина деформируется, на ней появляются трещины и разрывы.

    От гребенчатого износа можно избавиться, изменив направление вращения колеса.

  • Нормальный износ
    Все покрышки рано или поздно изнашиваются. Нормальный износ – равномерное изнашивание шин при нормальном вождении автомобиля. Только если вы поменяете задние и передние колеса местами, поверхность покрышек будет стерта равномерно.

    На колеса, управляемые рулем, приходится более значительная нагрузка, чем на другую пару колес. На них боковая часть покрышек максимально изнашивается. В то же самое время на ведущих колесах больше всего износу подвергается центральная часть резины, так как она больше всего соприкасается с дорогой.
    Так как у заднеприводных автомобилей задние колеса являются ведущими, их резина больше всего стерта посередине, а у передних колес – сбоку. И обратная ситуация с переднеприводными машинами: их передние колеса больше всего изношены посередине, а задние – сбоку. Считается, что у авто с передним приводом шины изнашиваются гораздо реже. Но если вы хотите продлить срок службы ваших покрышек, периодически меняйте местами передние и задние колеса автомобиля.

Способы измерения остаточной глубины протектора шины

Чтобы оценить степень изношенности протектора, достаточно всего лишь нескольких минут, и какие-либо специальные умения не потребуются.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Измерить остаточную глубину протектора шин можно с помощью различных инструментов:

  • Штангенциркуль – вставляем его в основание канавки до упора.
  • Обычная линейка – аналогичным образом.
  • Специальный пластиковый измеритель – представляет собой выдвижную линейку, причем, кроме обычных делений, на шкале обозначены критические величины именно для глубины протектора.
  • Электронный измеритель – похож на штангенциркуль, но результат измерения показывается на дисплее.

Для корректности измерений следует задействовать несколько мест в разных частях покрышки. В идеале, все показатели должны быть одинаковыми – разброс же чисел говорит о неравномерности износа, что может быть связано с неправильной балансировкой колеса.

Как определить неравномерную изношенность шин

Неравномерная изношенность шин — один из самых распространенных проблем для автомобилистов. Она может возникать из-за неверной эксплуатации или плохого монтажа, а также из-за плохой качественной продукции. Чтобы избежать неприятных последствий, каждый автомобилист должен знать, как определить шины с неравномерной изношенностью и изучить причины появления такой проблемы.

Неравномерный износ шин может быть достаточно легко выявлен при проверке проходимости и глубины протектора. Если толщина протектора на левого и правого колес отличается более чем на 2 мм, то дело в неравномерной изношенности в шине. Если глубина протектора одинаковая, но рисунок на левом и правом колесах различен, то шины также следует сразу менять

Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин — неверная эксплуатация автомобиля. Так, при использовании автомобилей с заниженным по параметрам весом или неравномерным развертыванием момента колеса, шины неравномерно изнашиваются. Также производителями зачастую используются механические сборки, которые приводят к неравномерному износу шин.

Неравномерная изношенность шин — очень опасная проблема. Из-за нее автомобиль может неправильно реагировать на управление

Как узнать индекс износа шин

Своевременное определение изношенности шин необходимо для безопасности на дороге, так как глубина рисунка напрямую влияет на управляемость автомобиля. Также это необходимо для предотвращения вывода из строя остальных частей машины, таких как подвеска.

За халатное отношение к состоянию покрышек предусмотрен штраф, в размере 500 рублей, поэтому так важно вовремя определить степень износа.

Чем опасны изношенные шины на дороге:

  • ухудшается сцепление с дорогой, что увеличивает риск заносов в случае непогоды;
  • снижается проходимость в условиях бездорожья;
  • значительно возрастает риск повреждения шины во время движения.

Летние шины отличаются более жестким материалом с мелким рисунком протектора — около 7 мм, при этом максимальный износ для них составляет 1,5-2 мм. Это связано с тем, что летняя резина не подвержены перепадам в температурах и разнице в покрытиях дороги, поэтому требования для них не такие жесткие. Для зимних шин с углублением рисунка до 11 мм допускается всего 4-5 мм максимального износа, ввиду усиленной на них нагрузки.

Допустимые значения, способы измерения

О чем речь? С учетом цен на новые комплекты шин многие предпочитают выкатывать резину до последнего, пока корд не полезет. Экономия экономией, но такая эксплуатация опасна.

Как исправить? ПДД, да и здравый смысл, говорят, что необходимо отслеживать остаточную глубину протектора шин. Если индикатор или измерения показали, что минимальный порог пройден, лучше резину заменить хотя бы на б/у в нормальном состоянии.

Вопросы, рассмотренные в материале:

Несколько простых методов

У каждого владельца автомобиля рано или поздно возникает вопрос: когда нужно менять покрышки на колесах. Вне зависимости от того, новая машина или подержанная, шины все равно изнашиваются через определенное время. Каждому автомобилисту нужно уметь определять уровень износа покрышек, чтобы не допустить аварий.

  • В чем заключается опасность износа шин
  • Каковы основные причины износа резины
  • Какие существуют виды износа шин
  • Как можно проверить степень износа шин

Как визуально проверить износ шины

Устаревание автомобильных шин – процесс неизменный, поэтому любой автолюбитель должен оценивать ситуацию и визуально осматривать резину для достоверной проверки их текущего состояния. Шины заменяют если находят:

  • Трещины по бокам шин.
  • Выпуклости или «грыжи» по бокам шин
  • Вмятины на протекторе
  • Отдельные пятна износа на протекторе

Наконец, не забывайте проверять размеры шины. Если вы отметите изменения в их размерах, то имеет смысл быстрее заменить шины. Зная признаки изношенности покрышек, можно принять правильное решение по покупке новых летних шин для максимальной безопасности дорожного пути.

Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин

«Думаю, нормы советских времен относительно разрешенной остаточной глубины протектора шин пора пересматривать – современные технологии ушли далеко вперед, и автомобили уже не те, что полвека назад».

«Если по какой-то причине одна покрышка пошла в утиль, то, увы, менять нужно и вторую на оси, иначе машину будет тянуть. Печалька, конечно, если вторая осталась в приличном состоянии, но можно попробовать ее продать; в качестве запаски вполне могут купить».

«Сильно надеяться на чудо преображения лысой резины в шину, только что сошедшую с заводской линии, не стоит, но в некоторых случаях можно попробовать. Главное условие – шина должна быть подходящей для этих манипуляций. На таких есть отметка Regroovable. Есть только два НО. Во-первых, остаточную глубину протектора можно увеличивать только на шинах грузовых автомобилей. Во-вторых, сделать нарезку, орудуя в своем гараже перочинным ножиком, не получится. Для этого есть специальный инструмент – регрувер, и лучше довериться профессионалам, которые точно все сделают по технологии.

Экспериментировать с остальной резиной сильно не советую. Ничего хорошего из этого не получится – поведение такой резины на дороге может оказаться абсолютно непредсказуемым».

В чем заключается опасность износа шин

Многие водители обращают внимание на состояние шин только зимой. Скользкие дороги являются причиной частых аварий, поэтому автомобилисты вовремя «переобувают» машину. Летом, когда дорога сухая, многие считают, что использование изношенных шин никакой опасности не принесет. Они сильно ошибаются. Эксплуатация старых покрышек опасна в любое время года и в любую погоду. Рассмотрим некоторые последствия этого:

  • Автомобиль становится неуправляемым.
  • Тормозной путь машины увеличивается, и это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
  • Возникает аквапланирование – в результате появления водяного слоя между дорожным покрытием и автомобилем полностью или частично теряется сцепление с дорогой.
  • Машина может развернуться неожиданно, тогда аварии не избежать.
  • При неравномерном износе покрышек и повышении давления может произойти взрыв резины.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Ездить на лысой резине запрещено в любое время года. В случае нарушения водителям грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

Способы реализации и возможности

Индикатор уровня износа шин устроен довольно просто — это часть протектора, имеющая определенное положение, и отличающаяся от основной части протектора формой и размерами. Существует два основных типа индикатора износа протектора шин:

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

  • Объемные (выпуклые) индикаторы — это объемный элемент, который обычно расположен в канавке протектора;
  • Цифровые индикаторы — выдавленные в протекторе цифры и иные фигуры, имеющие различную глубину;
  • Индикаторы в виде выдавленных штрихов или иных элементов различной глубины.

Объемные индикаторы наиболее просты и достаточно информативны. По мере износа шины высота протектора снижается, и в какой-то момент сравнивается с высотой индикатора — это говорит, что шина имеет критический износ и требует замены. На многих шинах имеются не только основные, но и промежуточные индикаторы — выравнивание высоты протектора с этими индикаторы предупреждает водителя о том, что нужно быть осторожным и уже позаботиться о поиске новых шин.

Цифровые индикаторы выдавлены в протекторе, причем они имеют различную глубину: наибольшая цифра (обычно это «8») — имеет меньшую глубину, наименьшая («2» для летней резины и «4» для зимней) — наибольшую глубину. По мере износа шин цифры пропадают, а о текущей высоте протектора говорит наибольшая из оставшихся цифр. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры.

Необходимо отметить, что сегодня применяется три основных типа цифровых индикаторов:

  • Индикаторы с рядом цифр от «2» или «4» до «8», маркировка производится в миллиметрах;
  • Индикаторы с одной сегментированной цифрой, выполненной по типу цифр в электронных семисегментных индикаторах — каждый сегмент выдавлен на разную глубину, и по мере износа появляются разные цифры. Маркировка обычно производится в миллиметрах;
  • Индикаторы с рядом цифр, маркировка производится в процентах от высоты протектора.

Выдавленные в протекторе индикаторы работают так же, как и цифровые, однако они не всегда удобны, так как требуют расшифровки. Цифровые индикаторы более удобны, потому что они интуитивно понятны, а поэтому получили довольно широкое распространение.

На одной шине предусмотрено несколько (обычно шесть) индикаторов износа, равномерно разнесенных по окружности протектора. О расположении индикатора указывает специальная маркировка, нанесенная напротив индикатора в плечевой зоне покрышки. В шинах разных производителей используется неодинаковая маркировка:

  • Треугольник, направленный вершиной в сторону протектора;
  • Аббревиатура TWI (Tread wear indicator) с треугольником;
  • Снежинка (обычно на зимних шинах некоторых брендов);
  • Фирменные фигуры и логотипы (например, на шинах Michelin используется узнаваемая фигурка Бибендума).

Наличие нескольких индикаторов на одной шине позволяет определять равномерность ее износа, но главное, что дают шесть индикаторов — удобство определения износа протектора независимо от положения колеса. Если бы индикатор был один, то нахождение его местоположения и определение износа было бы осложнено и требовало бы перестановки автомобиля.

Суть остаточной глубины протектора шины

Определить степень износа покрышек несложно: для этого достаточно измерить остаточную глубина рисунка протектора, причем данный способ подходит для шин всех категорий, независимо от размеров, сезонности и производителя.

Мониторинг износа шин и несколько простых методов

Отказ от своевременной замены сильно изношенных шин приводит к негативным последствиям: ухудшается управляемость машиной, зимой повышается риск заноса, а также покрышку с тонким резиновым слоем будет проще проколоть на дороге. Поэтому для обеспечения собственной безопасности необходимо вовремя менять шины.

Факторы, влияющие на скорость износа резины:

  • стиль вождения — агрессивная езда с резким газованием и частым торможением приводит к тому, что протектор быстро истирается;
  • качество дорожного покрытия – очевидно, что на плохой дороге вероятность повредить покрышку возрастает в разы;
  • условия эксплуатации и общее техническое состояние автомобиля;
  • давление в шинах – чем оно ниже, тем больше будет износ;
  • качество изготовления покрышек;
  • соблюдение правил хранения – это связано с тем, что шины обычно используются посезонно, и неправильное хранение приводит к повреждениям;
  • наличие технических проблем – скажем, неверная настройка развала-схождения проявит себя в неравномерном износе покрышек.

Как правило, новыми шинами можно безбоязненно пользоваться до 5–7 сезонов, хотя этот показатель сильно зависит от пробега, условий эксплуатации и стиля вождения, так что в некоторых случаях уже за один год покрышки приходят в негодность.

Глубина протектора новых летних шин у легковых автомобилей обычно составляет 7–8 мм, а зимних – от 8 до 15 мм. Для более тяжелых машин, например внедорожников, данный показатель больше на 5-10 мм.

READ  Датчики давления в колесах грузовиков, набор из 10 внешних датчиков CRX-1012 TPMS
Оцените статью
AвтоУдав