Давление в шинах многие проверяют два раза в год во время сезонной смены шин. Причем многие верят на слово работнику шиномонтажа: если он сказал, что все в порядке, то владелец машины забывает о проблеме еще на полгода. Между тем неправильное давление в шинах может быть опасно.
Чем опасно неправильное давление в шинах?
Недостаточно накачанные шины испытывают увеличенную нагрузку на боковины. Это негативным образом влияет на целый ряд показателей автомобиля:
- растет тормозной путь;
- увеличивается расход топлива;
- повышенное внутреннее трение вызывает нагрев, что ведет к ускоренному разрушению шины (трещины, расслоение, разрыв).
В свою очередь, сильно перекачивать шины также вредно по ряду причин. Такие шины:
- легче повредить как выступами, так и впадинами на дороге;
- увеличивают тормозной путь из-за уменьшения площади пятна контакта с дорогой;
- делают автомобиль жестким и малокомфортным при движении.
При этом и недостаточное, и избыточное давление приводит к неравномерному износу протектора, что снижает срок службы шины.
Какое давление в шинах правильное?
Указанное производителем на стойке водительской двери или на внутренней стороне лючка бензобака оптимальное давление в колесах актуально для холодных шин. Понятие «холодные» говорит о том, что проверять давление рекомендуется на постоявшем несколько часов автомобиле.
Как появились системы контроля давления в шинах?
Подобные системы появилась на военной технике вместе с возможностью подкачки шин. В кабине стоял стрелочный манометр, по которому контролировалось давление в системе, и тут же был расположен кран, позволяющий снизить давление в шинах для повышения проходимости, подкачать их на твердых покрытиях, а также обеспечить непрерывную подачу воздуха в систему при повреждении шины пулями или осколками.
Армейские грузовики первыми в истории обрели систему контроля за давлением в шинах.
Избежать неприятностей, которые могут возникнуть даже от кратковременного движения на спущенном колесе, помогают системы контроля давления в шинах. В инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилям, такое устройство называют TPMS (Tires Pressure Monitoring System). У истоков применения таких систем стояли американские фирмы. Автопроизводители начали применять TPMS на серийных автомобилях еще в конце 90-х годов прошлого века. А с 2008 года контроль давления в шинах стал обязательным для всех продаваемых на внутреннем рынке США легковушек и пикапов. Такие системы контроля за давлением (часто и температурой) получают все более широкое распространение и в нашей стране. Иногда в качестве опции.
На современных автомобилях ценой от миллиона можно встретить штатные датчики давления в шинах.
Самой простой по конструкции является система косвенного измерения давления, вообще не требующая никаких дополнительных блоков. Она представляет собой дополнительную программу, зашитую в блок управления ABS. Работа системы основана на том, что у спущенного колеса становится меньше радиус качения и, соответственно, такое колесо проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо. Датчики частоты вращения колес ABS определяют расстояние, проходимое каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении значений загорается индикатор или появляется текстовое сообщение на панели приборов и звучит предупреждающий сигнал. В такой системе всегда предусмотрена калибровка. Вручную осуществляется адаптация к давлению воздуха в шинах в случае их замены или проведения каких-либо ремонтных работ с ходовой частью.
Нештатные устройства
Существуют и нештатные системы контроля давления в шинах. Вначале рассмотрим таковые с датчиками, непосредственно измеряющими давление внутри шины и передающие по радиоканалу сигналы на приемное устройство, обычно совмещенное с индикаторным дисплеем. Такие датчики обязательно снабжаются источниками энергии в виде малогабаритных батарей, но могут значительно различаться по исполнению. Когда-то датчики устанавливали прямо в центральной канавке колесного диска с помощью ленты, проходящей по канавке. Подобная конструкция уже устарела, и сегодня гораздо чаще используются датчики, закрепленные на внутренней стороне колесного вентиля.
Датчики системы контроля за давлением в шинах, совмещенные с колесными вентилями. Такие весят до 50 г.
Для монтажа такого датчика на автомобиль нужно разбортировать колесо, извлечь штатный вентиль и на его место установить датчик. Затем – монтаж покрышки, балансировка и установка дисплея.
В состав системы контроля давления в шинах, предназначенной для легковых автомобилей, включены четыре датчика и приемник с дисплеем. Все датчики имеют собственные батарейки, обеспечивающие непрерывную работу в течение трех–пяти лет (информация сбрасывается на приемник короткими импульсами раз в минуту, а то и реже). Общение с приемником осуществляется по радиоканалу, «прописка» датчика на определенном колесе — автоматически либо вручную.
Обычно масса датчика не превышает 20г.
Весьма важен вес самих датчиков. От этого зависит, не придется ли приклеивать с противоположной стороны «гантелю», чтобы отбалансировать колесо. Также надо учесть, что при движении покрышка нагревается, что приводит к росту давления, поэтому многие датчики определяют и температуру воздуха в шине. При расчете показываемых на экране величин приемник учитывает поправку на температуру. Еще система способна отличить очень медленное, естественное снижение давления от быстрой утечки воздуха в результате прокола.
В продаже есть и другие датчики давления воздуха в шинах, которые наворачиваются на резьбу вентилей снаружи колеса. Такая конструкция обеспечивает весьма быстрый монтаж своими силами. А принимать сигнал и показывать давление на рабочем месте водителя может специальное устройство, но порой используется и смартфон владельца, принимающий сигнал от датчиков по протоколу Bluetooth.
Информация о давлении и температуре в шинах на экране смартфона.
Главный недостаток — такие датчики не защищены от хищения, а потому менее предпочтительны.
Значительные размеры таких датчиков обусловлены необходимостью установки в них элемента питания.
Однако есть и более компактные варианты:
Простейшие датчики давления – механические. Но с ними предстоит каждый раз осматривать все четыре колеса.
Я бы рекомендовал систему с внутренними датчиками и принимающим устройством, которое вставляется в гнездо прикуривателя.
Предлагаю в комментариях поделиться, какие системы контроля давления в шинах используете вы (ну, помимо ручного манометра).
Постоянный контроль давления и температуры воздуха в шинах позволяет существенно увеличить срок службы покрышек, заметно снизить расход топлива и повысить безопасность перевозок
Система мониторинга давления и температуры воздуха в шинах позволяет сберечь дорогостоящие покрышки в случае утечки, перегрева при нештатных режимах эксплуатации, а также существенно снизить расход топлива транспортных средств. Кроме того, неусыпный контроль за состоянием колес улучшает показатель безопасности перевозок, ведь потеря воздуха даже одним из них неизбежно приводит к потере транспортным средством курсовой устойчивости, ухудшению управляемости и возникновению ситуаций, провоцирующих дорожно-транспортные происшествия. Свои, адаптированные под конкретные транспортные средства системы мониторинга в качестве опции предлагают практически все производители транспортных средств. Однако очень часто автомобили дооснащаются средствами контроля во время их эксплуатации, когда необходимость применения таких устройств подтверждается практикой.
Выведенная сравнительно недавно на российский рынок система мониторинга и давления воздуха в шинах IVTM™ от компании Wabco представляет собой разработку последнего поколения. Всего их было три. Важно отметить, что параллельно с выпуском оборудования проходил постоянный анализ его работы. У перевозчиков, установивших оборудование на свои транспортные средства, собиралась, систематизировалась и анализировалась информация о сильных сторонах систем и имеющих место быть недоработках. Все проблемы оперативно устранялись в ходе очередной модернизации. Это очень важный момент, так как более точную информацию о направлении, в котором следует доработать тот или иной узел и компонент, могли дать только практики.
Одним из преимуществ современной системы контроля давления и температуры воздуха в шинах от Wabco по сравнению с предыдущими версиями является возможность использования датчиков внутреннего и внешнего расположения, которые монтируются на колеса грузовика, автобуса или прицепа. То есть комплектная система может иметь смешанный тип датчиков. Внешние датчики, которые использовались в первых двух поколениях систем и перешли после модернизации на последнюю версию, устанавливаются на шпильки крепления колес и фиксируются на них штатными гайками. При этом демонтаж колес и снятие покрышек не требуется. Для правильной установки достаточно открутить две гайки крепления колеса, между которыми находится вентиль. Последний после монтажа блока датчика необходимо соединить со входным портом посредством короткого толстостенного прочного трубопровода, изготовленного из не подверженного коррозии полимерного материала. При этом доступ к вентилю сохраняется, как и возможность регулирования давления воздуха в шине путем его закачки или стравливания. Заметим, у ряда конкурентов, преимущественно родом из Азии, датчики накручиваются непосредственно на вентиль, то есть выполнены в виде массивных колпачков. Для регулировки давления в шине их требуется демонтировать, что не всегда удобно при обмерзании смонтированных на вентиль элементов.
Схема крепления датчиков посредством колесных гаек предполагает, что элементы системы мониторинга гораздо труднее несанкционированно демонтировать, а по простому – украсть. По крайней мере, для этого необходим хороший баллонный ключ и крепкие руки. Колесные гайки, как известно, в процессе эксплуатации автомобиля намертво прикипают к своим посадочным местам, и «сорвать» их, стронуть с места по резьбе часто удается только с применением мощных пневматических гайковертов или при использовании усилителей крутящего момента – так называемых «мясорубок». Закрепленный колесными гайками датчик оказывает незначительное влияние на уровень дисбаланса колеса. Справедливости ради отметим, что при рассматриваемых нами посадочных диаметрах – а это в основном 22,5 дюйма – величина дисбаланса, который может вызвать легкий, 200-граммовый элемент, крайне мала сама по себе. Также в комплекте с датчиком идет балансировочная пластина (противовес), что полностью исключает дисбаланс.
Как мы уже говорили выше, примененный инженерами принцип крепления датчика предполагает наличие двух портов (выходов), следовательно, для того чтобы подкачать спустившее колесо или, напротив, сбросить излишнее давление, водителю не требуется производить никаких дополнительных действий, как-то демонтаж датчика с вентиля. Все что нужно, это открутить стандартный защитный колпачок с контрольного порта, подсоединить шланг от компрессора или линии пневматической системы грузовика и подкачать колесо. Как показывает практика, повредить установленный между двумя колесными гайками датчик на ведущей оси грузовика или автобуса (двускатная ошиновка) практически невозможно, так как он не выступает за габариты крепежных элементов (гаек) и, следовательно, находится под их защитой. Кроме того, оборудование находится как бы внутри «чаши» колеса, а значит, к нему еще нужно дотянуться. Важным преимуществом внешнего датчика является то, что для его монтажа не требуется снятие шины с диска, а установка чувствительных элементов выполняется без применения шиномонтажного оборудования. Это сокращает временные затраты на установку и уменьшает стоимость данной операции.
Вторым типом датчиков, которые появились с последним поколением системы мониторинга, являются модели, рассчитанные на установку внутри колеса. Внутренние датчики представляют собой аналог стандартных ниппелей и отличаются между собой высотой, наклоном ниппельной части. Модель датчика выбирается в зависимости от того, в какой обод он будет устанавливаться. Как мы знаем, колесные диски для коммерческих автомобилей могут иметь разную конфигурацию, изготавливаться из стали (штампованные, сварные) или отливаться (литье под давлением, ковка) из легких сплавов. В случае применения легкосплавного диска толщина металла в области установки вентиля будет большей, нежели у стального, следовательно, длина ниппельной части должна соответствовать монтажным размерам. Внутренние датчики рекомендуется использовать на передних колесах рулевой оси – там, где внешние могут быть повреждены водителем, который, забираясь в кабину, может случайно опереться ногой на гайки крепления колеса и датчик, соответственно.
Система контроля давления в шинах сбережет немалые деньги.
Одним из факторов, напрямую влияющих на ходимость шин, называют давление. А главное, этот технический параметр, в отличие от человеческого фактора (притирки боковинами шин к бордюрам, лихим разворотам фуры с боковым скольжением и черными следами на асфальте) поддается контролю. Основная задача – не допускать (минимизировать) пробеги с низким давлением в шинах. Что не только сокращает срок службы последних, но и увеличивает сопротивление качению, а значит и расход топлива. Для парков в сотни единиц подвижного состава, а тем более многоосных и с двускатной ошиновкой, эксплуатация шин при строго нормативном давлении может принести экономию в несколько миллионов рублей в год.
Как известно, самый простой способ контроля давления (попинать перед рейсом сапогом) годится, в основном, для четырех шин малотоннажного фургона ценой по 5 тыс. рублей за баллон. На крупнотоннажных магистральных автопоездах должную эффективность доказали автоматизированные системы контроля, причем, именно с колесными датчиками давления (упрощенный метод выявления спущенной шины по разнице показаний датчиков вращения штатной АБС – вчерашний день). Но и среди производителей полноценных систем контроля давления в шинах (СКДШ) есть фирмы с разным подходом к информированию водителя.
Большинство, включая именитых западных поставщиков СКДШ, ограничивается контрольной лампочкой на панели приборов. То есть, если загорелось что-то, что не горело раньше (check engine или check tyres), инструкция советует водителю отправиться прямиком на сервис.
Более интеллектуально продвинутую систему предлагает красноярская компания «Акцептум-Инжиниринг». Да, именно наш, российский производитель пошел еще дальше простого импортозамещения и предложил продукт, существенно превосходящий по качеству «замещаемые».
Внутренний колесный модуль крепится на диске хомутом
На мониторе точные значения давления и температуры
Система EVA PRO выводит показания давления и температуры внутри колеса на отдельный, входящий в комплект оборудования, дисплей. Процессор постоянно производит расчет рекомендованного значения давления и сравнивает данные с колес на одной оси. При отклонении от рекомендованного значения, а также в случае большой разницы давления в соседних сдвоенных шинах, рамка соответствующей колесу позиции на схеме будет выделена красным цветом. При значительном отклонении – позиция станет красной по всей площади – трудно не заметить, а также появится текстовое уведомление на экране и включится звуковая сигнализация. Отключить «тревогу» можно только накачав шину до рекомендованного давления – то есть после ее ремонта.
Таким образом, игнорировать проблему не получится, тем более что программа не только отправляет все данные в личный кабинет руководителя автопарка, но и составляет рейтинг всех автомобилей по списку. Во главе которого будут машины с наиболее «флегматичными» водителями, не особо переживающими за экономию топлива и ходимость шин.
Виктор Кочергин, начальник автоколонны ООО «Керамзит Плюс», г. Новосибирск
«Автомобили нашей компании заняты на перевозках зерновых культур по регионам Сибирского федерального округа. В парке около двух десятков автопоездов с 50-кубовыми самосвальными полуприцепами-зерновозами. Тягачи – двухосные Scania и Volvo. Системы контроля давления в шинах EVA PRO мы используем более двух лет. Вначале приобрели комплекты для семи автопоездов: по 12 колесных модулей на всю сцепку, плюс мониторы и основные блоки. За время эксплуатации система показала свою эффективность – благодаря своевременному обнаружению падения давления удалось сберечь от разрушения около десятка шин. В дальнейшем планируем оборудовать этой системой и другие автопоезда нашего парка.
Колесные датчики мы выбрали внутреннего расположения – они надежно защищены от воды, грязи и прочих внешних воздействий. При шиномонтаже (а нам уже приходилось заменять шины после естественного износа) повреждений датчиков, установленных в углублении колесного диска, не было. В комплекты системы EVA PRO последнего поколения – один из таких мы недавно приобрели – входят уже модернизированные колесные датчики с эластичными антеннами, они еще более стойкие к случайному нажиму бортом шины.
Помимо основной функции «спасения» шины стоимостью 30-40 тыс. рублей (как известно, при критическом падении давления она может просто взорваться на ходу), система контроля давления еще и позволяет избежать задержек доставки грузов. На машинах с Eva Pro нам практически никогда не приходится заменять пробитое колесо своими силами, поскольку уже при первых признаках падения давления водитель видит это на мониторе и сразу планирует заезд в ближайший сервис грузового шиномонтажа. Где снимать и разбортировать колесо будут с использованием пневмогайковерта, шиномонтажного станка и прочего профессионального оборудования. Полноценный ремонт с ликвидацией повреждения займет гораздо меньше времени, чем установка запаски на обочине трассы, а значит, груз будет доставлен получателю вовремя. Кроме того, система EVA PRO показывает водителю и температуру в колесе, что тоже помогает вовремя обнаружить неисправность – например, перегрев заедающего тормозного механизма или выход из строя подшипников ступицы».
Игорь Ивашкин, индивидуальный предприниматель, Красноярский край
«В парке нашего предприятия шесть магистральных автопоездов с тягачами Volvo FH и полуприцепами– рефрижераторами и низкорамными автовозами. На последних стоят двускатные 17,5-дюймовые колеса, что сильно затрудняет проверку давления в шинах традиционным способом. Добраться с ручным манометром до вентиля внутреннего колеса весьма непросто, и вряд ли водители будут делать это, как и положено, перед каждым дальним рейсом. А значит, велик риск преждевременного выхода дорогих шин из строя. Решение проблемы нашли в установке системы автоматизированного контроля давления в шинах. В нашем регионе такое специализированное оборудование выпускает красноярская компания «Акцептум-Инжиниринг» – решили попробовать ее комплект EVA PRO. На первый автопоезд система была установлена более трех лет назад – в порядке эксперимента. Ощутив положительный эффект, заказали еще четыре комплекта, и на сегодняшний день у нас пять из шести сцепок оборудованы датчиками и мониторами EVA PRO.
На 22,5-дюймовых колесах тягачей и полуприцепов рефрижераторов датчики давления и температуры установлены внутри колес и закреплены на дисках специальными хомутами. Для 17,5-дюймовых колес низкорамных автовозов такие датчики не подходят – будут мешать монтажу шин. Пришлось установить внешние датчики – они навернуты на вентили вместо колпачков.
В целом система работает без сбоев, элементы питания датчиков до сих пор родные, никаких прочих деталей системы заменять не приходилось. В единичных случаях мелких неисправностей – для настройки или просто планового обследования – приезжали специалисты сервисной службы предприятия-изготовителя.
За время эксплуатации систем контроля давления мы уже сберегли несколько шин, своевременно обнаружив сквозные повреждения. На установленном в кабине мониторе загорается красная предупреждающая надпись, и водитель сразу видит, в каком конкретно колесе упало давление. Остановившись и осмотрев эту шину, он нередко обнаруживает повреждение или торчащий из протектора инородный предмет визуально. Но даже если внешне все нормально, водитель едет в ближайший шиномонтаж для диагностики и ремонта. Если же давление упало критически – как правило, на шине при этом виден достаточно крупный порез – приходится поднимать ось домкратом и ставить запасное колесо.
Дополнительная функция системы EVA PRO – контроль температуры шин – бывает полезна также и при неисправностях тормозных механизмов. И в этом случае есть возможность заблаговременно заехать в сервис и избежать ускоренного износа колодок и дисков».
О компании
Компания «Акцептум-Инжиниринг» с головным офисом и производственным предприятием в Красноярске была создана в 2015 году и занялась разработками системы контроля давления в шинах (СКДШ). С привлечением опытных специалистов по робототехнике и радиотехнике был разработан прототип колесного модуля с датчиками давления и температуры, а также проведено тестирование его работы на всей длине автопоезда без использования дополнительных усилителей радиосигнала.
Плата-прототип колесного модуля
В 2017 году опытный комплект оборудования собственного производства был установлен на самосвал Volvo FMX, работающий на угольном карьере. В последующие годы СКДШ, получившая наименование аппаратно-программного комплекса EVA PRO, постоянно совершенствовалась, а в 2019 году началась эксплуатация множества комплектов на предприятиях с большими парками коммерческих автомобилей. Тогда же проект EVA PRO стал резидентом Инновационного центра «Сколково». В конце 2020 года запущены в серию комплекты программно-аппаратные комплексы второго поколения.
Эволюция датчиков за 2017-2018 годы
Оставить заявку
мы перезвоним вам через 5 минут
Или свяжитесь с нами удобным способом
Данная система контроля давления в шинах подходит для грузовиков, коммерческого транспорта, коммунальной техники. Она эффективно:
- контролирует изношенность протектора;
- обеспечивает более длительный срок службы шин;
- предупреждает о перегреве тормозов и покрышек;
- снижает расход топлива автомобиля;
- повышает безопасность вождения в целом.
Информация с бортового компьютера грузовика передается в диспетчерскую компании.
Безопасная и экономичная эксплуатация
Преимущества в цифрах
Контроль давления и температуры в шинах для грузового транспорта, интегрированный в услуги UFIN, обеспечит безопасность движения ваших автомобилей, сохранность груза и здоровье водителей, а также повысит срок службы шин, тем самым снизив расходы на эксплуатацию.
UFIN позволяет оповестить водителя и диспетчера непосредственно в момент снижения величины давления в шине ниже заданного и принять своевременное решение о приостановке движения до устранения проблемы.
Повышение срока службы
При снижении давления в шинах на 20 % относительно нормы срок службы резины сокращается на 25 %, а если давление падает еще больше — на 30 % — срок эксплуатации сократится на 45 %.
Снижение расхода топлива
Как показало исследование, проведенное концерном Goodyear Tire & Rubber, сниженное на 15 % давление повышает расход горючего на 2,5 %. Экономичность автомобилей, давление в шинах которых упало на 30 %, снижается на 5 %.
Ровно половина случаев простоя грузового транспорта связана с неисправностями шин.
Мы создали удобные и функциональные приложения, с помощью которых авторизованные пользователи могут контролировать состояние шин и другие параметры эксплуатации автомобилей в реальном времени. Это поможет остановить повышенный износ и исключить возможность дорожно-транспортного происшествие по этой причине.
Услуги контроля Ufin также позволяют формировать и отправлять отчеты по данным датчиков давления в Excel или PDF-формате ежедневно или с другой заданной периодичностью на электронную почту менеджера.
Дополнительно
- Выдающиеся и самые экономные по расходу топлива автомобили
- Сравнение расхода топлива с нормативом
- Объем и места заправок и сливов на карте для каждого автомобиля
- Объем топлива в баке в каждый момент времени
Показание бортового компьютера
- Нагрузка на ось
- Уровень жидкости AdBlue
- Обороты ДВС
- Температуру охлаждающей жидкости
- Температура масла в двигателе
- Расход топлива
- Онлайн и просмотр архива видеопотоков с 4 камер установленных на автомобиле
- Просмотр положения двери грузового отсека
- Просмотр и прослушивание кабины автомобиля
- Фиксация каждого факта отвлечения водителя от процесса управления
- Просмотр видеоролика каждого отвлечения
- Просмотр фотоизображения факта отключения
- Отчет по всем отвлечениям водителей в рамках всего автопарка
- Загрузка информации о заказов из 1С
- Контроль расписания прохождение точек загрузки и разгрузки заказа
- Контроль расходов и параметров транспортировки заказа c помощью GPS ГЛОНАСС
- Информирование ответственного менеджера о выполнении заказа через мобильное приложение
- Датчики положение двери грузового отсека
- Управление электронным замком грузового отсека
- Давление и температура в каждой шине тягача и прицепа
- Температура и влажность в грузовом отсеке полученные с сертифицированного терморегистратора
- Температура и влажность в грузовом отсеке
Первые шаги для начала работы
Согласование условий обслуживания
Согласование спецификаций устройства контроля на каждую машину и адреса проведения работ
Оплата устройств контроля и услуг установки
Оснащение ваших автомобилей устройствами контроля Ufin
Услуги контроля подключены. Можно начинать повышать производительность!
Широкий спектр используемого оборудования
Ufin глубоко интегрирован со всеми основными устройствами контроля ведущих мировых производителей, список моделей и протоколов постоянно расширяется
Устройство с расширенными возможностями для контроля местонахождения и эксплутации
Результаты использования услуг мониторинга давления шин с Ufin
Обновление данных каждые 30 секунд в движении
Обновление данных каждые 10 секунд в движении
Обновление данных каждые 5 секунд в движении
Обновление данных каждую минуту и видео контроль с неограниченным интернет-трафиком
Абонентская плата включает
При подключении на год ваша экономия 300 р.
2 799,00 ₽
При подключении на год ваша экономия 600 р.
5 999,00 ₽
При подключении на год ваша экономия 1000 р.
7 999,00 ₽
1 449,00 ₽
При подключении на год ваша экономия 1400 р.
15 999,00 ₽
Стоимость оснащения 1-го авто
Получите подробную информацию и консультацию!
Оставьте онлайн заявку сейчас! Мы с вами свяжемся в рабочее время и дадим 10% скидки!