Лучшие датчики давления в шинах

Лучшие датчики давления в шинах Системы контроля давления шин

Спущенное колесо может стать причиной аварии. При низком давлении в шине автомобиль хуже слушается рулевое управление на поворотах, тормозной путь увеличивается. Перед началом движения водитель контролирует состояние колес, но в процессе движение это сделать визуально невозможно. Помогут избежать экстремальной ситуации лучшие датчики давления в шинах, которые можно установить самостоятельно или воспользовавшись услугами шиномонтажа. Эти устройства передают информацию на экран специального монитора или смартфона. При достижении критических значений система предупреждает о падении давления.

Рейтинг датчиков давления в шинах

Производители предлагают внешние и внутренние датчики давление в шинах автомобиля, которые отличаются сложностью установки, ценой, функционалом. Команда VyborExperta.ru выяснила, какие системы контроля лучше, а какие – не достойны внимания автолюбителей. Для тестирования были отобраны устройства известных брендов. Мы проверили функционал, соответствие заявленным характеристикам. При анализе учитывались отзывы владельцев и мнение специалистов шиномонтажа.

Эксперты уделили внимание следующим характеристикам:

  • Конструкция – влияет на простоту установки, точность измерений и защищенность от хулиганов;
  • Диапазон измерения – давление в шинах у мотоциклов, легковых и грузовых автомобилях различается: это должны учитывать производители оборудования;
  • Количество в комплекте – для легкового автомобиля редко требуется больше 4 датчиков, а количество контрольных устройств в грузике может достигать 38 штук;
  • Принцип передачи информации – беспроводная технология делает установку максимально простой;
  • Отражение данных – небольшой экран устройства в прикуривателе менее информативен, чем дисплей на лобовом стекле или смартфон.

Не все системы контроля прошли экспертную проверку. Стравливание воздуха из-за некачественных прокладок, недостоверная информация о давлении воздуха в резине, низкая устойчивость к грязи – такие датчики исключались из нашего рейтинга.

Лучшие внешние датчики давления в шинах

Автовладельцам, запланировавшим самостоятельную установку системы контроля, рекомендуется купить внешние датчики давления в шинах. Это оборудование легко устанавливать – пневмодатчик накручивается на ниппель, защелкивается в замок. В таком контроллере удобно менять батарейки. Специалисты ВыборЭксперта.ру изучили функционал 9 систем контроля и рекомендуют 4 бренда, продукция которых отличается высокой точностью измерений, стабильной работой и устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды.

Slimtec TPMS X5

Компания Slimtec – международный холдинг, объединивший специалистов из России, Южной Кореи, Великобритании и Китая. Система контроля TPMS X5, созданная с учетом особенности эксплуатации в российских условиях, является универсальной. Контроллеры подходят для любого автомобиля, легко устанавливаются на ниппель вместо штатного колпачка. Пневмодатчики надежно защищены от высокой влажности.

Основной блок, обрабатывающий информацию, имеет большой информативный цветной дисплей. Питание – от встроенного аккумулятора и солнечной батареи. Оборудование контролирует давление и температуру в шинах в реальном времени, информирует о напряжении в бортовой сети, предупреждает о низком заряде аккумулятора. Среди основных функций – предупреждение о низком давлении в колесах, о быстрой утечке воздуха, потере сигнала от контролеров.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Хорошо считываются все цифры на дисплее;
  • Питание через USB кабель для принудительной зарядки;
  • Крепится на скотч;
  • Срок службы батарей 2 года;
  • Беспроводная технология;
  • Низкая цена.

Контроллеры работают в широком температурном диапазоне от -20 до +80 градусов, передавая точные данные о давлении и температуре. Оборудование легко переносит морозы до -30 градусов.

ParkMaster TPMS Smart

Продукция российской компании ABIX Technology создана для легкового автотранспорта. Датчики рассчитаны на диапазон измерений до 3,3 Bar. Для передачи данных используются беспроводные технологии, это позволяет быстро самостоятельно установить контроллеры без вмешательства в бортовую систему электроснабжения.

Монитор работает от прикуривателя, имеет яркий дисплей с хорошо читаемыми цифрами. Пользователь можете вывести на экран поочередно данные с каждого колеса. Устройства считывают давление и температуру воздуха в шинах, предупреждают о критических параметрах визуально или с помощью звука. Для питания используется батарея CR1632, которую не сложно заменить самостоятельно.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Простой монтаж монитора;
  • Продуманная эргономика;
  • Высокая точность данных;
  • Минимальный вес пневмодатчика;
  • Хорошая комплектация.

Carax TPMS CRX-1002

Универсальная система контроля компании Carax может использоваться на легковых и грузовых автомобилях. Датчики работают в диапазоне до 4,2 бар, передавая информацию о состоянии колес каждые 5 секунд. Данные передаются по радиоканалу, на который настроен основной блок. Для питания контроллеров используется батарейка CR1632, на которой оборудование работает до 2 лет.

Основной блок имеет большой дисплей с графическим отображением данных. О критическом состоянии шин система сообщает звуковым сигналом и визуально, указывая на мониторе, какое колесо нуждается во внимании водителя. Пиковые значения можно настраивать самостоятельно.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Хорошая защита от коррозии металлических деталей;
  • Устойчивость к высокой влажности;
  • Надежная защита от хищений;
  • Монитор работает от батареек и прикуривателя;
  • Низкое энергопотребление.

Proline TPMS X5 EXT

Оборудование для международной компании Proline изготавливается в Гонконге. Система предназначена для комплектации легковых автомобилей и грузовых авто с небольшой грузоподъемностью. Диапазон измерений – от 0 до 3,5 Бар. Контроллер считывает информацию о давлении и температуре воздуха в шинах. Работают измерительные приборы от батареек CR1632. Автоматическая передача данных начинается при скорости 24 км/час, что позволяет экономно расходовать заряд.

Информативный дисплей устанавливается панель или лобовое стекло. Питание – от бортовой системы электроснабжения. Монитор цветной, выводит одновременно информацию о состоянии всех колес. Данные принимаются по каналу Bluetooth. Оповещение о критических показателях – визуальное и звуковое.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Низкая цена;
  • Устойчивость к высокой влажности;
  • Срок работы батареек 2 года;
  • Высокая точность данных.

Лучшие внутренние датчики давления в шинах

Внутренний датчик контроля давления в шинах устанавливается вместо золотника. Эта работа выполняется специалистами шиномонтажа. Особенность контроллеров – более точная информация о давлении, защищенность от хищения. Среди недостатков – невозможно самостоятельно заменить батарейку.

Pacific PMV-C215 42607-48020

Программируемые пневмодатчики этой модели разработаны для автомобилей Lexus, Toyota Land Cruiser 200, Prado, RAV4, Camry. Информация о состоянии колес выводится на штатный монитор. Передаются данные по радиоканалу с частотой 433 Mhz. Контроллеры полностью соответствуют штатным аналогам, легко обнаруживаются бортовым автомобильным компьютером и прописываются среди устройств.

Отличаются высоким качеством сборки, точностью анализа состояния шины. На рынке встречаются подделки, которые выдает низка цена и неправильная маркировка непосредственно на датчиках. Измерители комплектуются батареями с увеличенной емкостью, что позволяет ездить без замены более 3 лет.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Минимальная погрешность;
  • Устойчивость к влаге и грязи;
  • Долговечность;
  • Корректная передача информации.

Schrader BHB6-37-140B

Компания Schrader является мировым лидером в технологии TPMS, ее основатель изобрел клапан-золотник, который сегодня установлен на всех автомобилях. Данная модель контроллера разработана для установки на седаны и кроссоверы Mazda. Оборудование полностью соответствует штатным устройством и работает в паре с автомобильным бортовым компьютером, на монитор которого выводится вся информация.

Датчики имеют размеры, которые полностью соответствуют оригиналам. Запатентованный резиновый стержень обеспечивает продолжительный срок службы. Сердечник клапана выполнен из устойчивого к коррозии сплава. При установке не требуется дополнительное программирование – устройство автоматически находит компьютер и интегрирует его в свою среду.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Высокая защита от коррозии;
  • Низкое энергопотребление;
  • Хорошая защита от высокой влажности;
  • Точность;
  • Стабильная передача данных.

Xiaomi 70mai Tire Pressure Monitor TPMS Maidrive Black (T01)

Универсальная система контроля от известной китайской компании. Может устанавливаться кК датчик давления в шинах Хендай, Форд, Рено, Ауди или ВАЗ. В комплекте 4 датчика, изготовленных из устойчивых к коррозии материалов. Сварка корпуса измерительных устройств выполняется с помощью лазерного оборудования. Это обеспечивает срок эксплуатации до 10 лет. Передача данных осуществляется с помощью Bluetooth 4.2.

Информация от контроллеров по беспроводной связи поступает на монитор, который устанавливается на панель автомобиля. Дисплей запитывается через USB кабель от бортовой системы электроснабжения или обеспечивается энергией от встроенной солнечной батареи. Оборудование информирует об изменении температуры и давления. Погрешность измерений не превышает 0,1 бар.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Большой монитор;
  • Стабильная связь;
  • Моментальный отклик на изменение базовых параметров;
  • Наличие мобильного приложения для приема данных;
  • Низкая цена;
  • Диапазон измерений от 0 до 8 Бар.
READ  Сброс датчика давления в шинах на Range Rover

Arena TPMS TP 300

Беспроводная система со встроенными датчиками и информативным дисплеем. Передача данных – по радиоканалу. Монитор устанавливается на лобовое стекло, запитывается от бортовой системы электропитания. Контроллеры информируют о давлении, температуре в шинах, оповещают о резкой потере воздуха. Информирование о критическом состоянии — звуковое и визуальное.

На монитор дополнительно выводится информация о состоянии батарей и данные о низком уровне заряда. Это позволяет своевременно выполнить замену батареек. В комплекте поставки есть все необходимое для монтажа, это позволяет самостоятельно выполнить установку.

Лучшие датчики давления в шинах

  • Стабильная работа при низких температурах;
  • Хорошая защита от грязи;
  • Графическое отображение информации;
  • Продолжительный срок работы батареек;
  • Низкая цена.

Как выбрать датчик давления в шинах

Правильно накаченные шины обеспечивают хорошую управляемость, помогают снизить расход топлива, гарантируют высокий уровень безопасности. Поддерживать колеса в оптимальном состоянии поможет система контроля. В автомагазинах представлена продукция из России, Европы, Азии. Какой датчик давления в шинах лучше для вашего автомобиля? При выборе модели нужно учитывать конструкцию, способ передачи данных и диапазон измерений. Сравнивая цены – нужно узнавать, сколько контроллеров в комплекте.

Конструкция

Выпускаются внутренние и внешние пневмодатчики. Внутренние работают более точно, но отличаются сложной установкой. Внешние – имеют небольшую погрешность, но установить оборудование можно самостоятельно. Внутренние контроллеры невозможно украсть, внешние – привлекают внимание хулиганов. Продать ворованные датчики не возможно: без панели управления они никому не нужны. Целенаправленной охоты за этим оборудованием преступники не ведут, но действуют из хулиганских побуждений. Если машина на ночь остается на платной автостоянке или во дворе дома, то угроза воровства сводится к нулю.

Количество датчиков

Контроллеры поставляются комплектами: по 4 шт для легковых автомобилей, по 2 шт – для мотоциклов. Для малотоннажных грузовиков подходят комплекты из 4 измерителей, но владельцы фур должны учитывать количество колес не только на тягаче, но и у прицепа.

Способ передачи данных

Беспроводные системы используют для передачи радиосигнал Bluetooth. Это обеспечивает моментальный обмен информацией. Радиосигнал воспринимает приемное устройство, идущее в комплекте, или штатный бортовой компьютер. В последнем случае рекомендуется использовать устройства, которые рекомендует производитель автомобиля. Такое оборудование автоматически определяется компьютером и встраивается в систему.

Диапазон измерения

Рекомендуемый диапазон давления в шинах указывает производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации и на шильдиках, расположенных на двери со стороны водителя. Система контроля должна снимать данные в этом диапазоне с небольшим запасом. Для легковых автомобилей и мотоциклов подходят датчики, определяющие уровень давления до 3-4 бар. Для грузовых автомобилей система контроля должна иметь диапазон измерений до 16 бар.

Какой датчик давления в шинах лучше

Владельцы автомобиля должны определиться – какой датчик, внутренний или внешний, больше подходит для индивидуальных условий эксплуатации машины. В каждой категории представлена продукция, достойная внимания самого требовательного автовладельца. Команда VyborExperta.ru рекомендует следующие модели:

  • Slimtec TPMS X5 – контроллеры с самым широким функционалом;
  • ParkMaster TPMS Smart – модель для установки в прикуриватель;
  • Pacific PMV-C215 42607-48020 – лучший выбор для Toyota, Lexus;
  • Xiaomi 70mai Tire Pressure Monitor TPMS Maidrive Black – для тех, кто любит пользоваться смартфоном.

Все датчики, представленные в обзоре, справятся с контролем над основными характеристиками колес. Модели, отличающиеся повышенной надежностью и точностью, достойны звания лучших контролеров.

Как давно вы проверяли давление в шинах? Скорее всего, никогда или когда-то очень давно. Классический подход – выставлять пресловутые 2,2 атмосферы раз в полгода на шиномонтаже и в лучшем случае определять «на глаз», не спустило ли колесо. Конечно, влияние на управляемость и безопасность при небольшом отклонении от нормы уловить сложно, а вот износ полуспущенных шин идет значительно быстрее, чем накачанных. Значит, измерять давление все-таки нужно? Еще как! И это проще, чем вы думаете.

Первые системы контроля давления в шинах появились в ХХ веке у военных. Колеса всевозможных тягачей и БМП были подключены к общему пневматическому контуру автомобиля. Естественно, за давлением в нем следили механические манометры. В случае чего водитель мог, не отвлекаясь от боевой задачи, подкачать колесо дистанционно, на основании показаний приборов, открыв специальный вентиль.

Позже часть из этих технологий в области контроля давления перекочевала и на гражданские автомобили, но уже в электронном виде. Произошло это после изобретения системы ABS. Еще в конце 80-х годов дистанционный мониторинг давления в шинах применили на люксовых европейских автомобилях. В США первым автомобилем с TPMS (Tires Pressure Monitoring System) стал Chevrolet Corvette 1997 года, после чего технология пошла в массовое производство. Первые системы были довольно просты.

Спущенное колесо имеет меньший диаметр и в единицу времени проходит меньшее расстояние, чем накачанное. Штатные датчики антиблокировочной системы фиксировали это и в случае чего передавали информацию на блок управления ABS. Минус конструкции в том, что погрешность в данных составляет до 30%. К тому же эти цифры были не абсолютными, а лишь вычисленными на основе первоначальной калибровки каждого колеса. В случае использования шин других моделей или типоразмеров всю систему TPMS приходилось перепрограммировать, то есть задавать новые параметры для корректной работы «Блока/системы» TPMS.

Куда точнее конструкции, использующие абсолютные значения давления воздуха.  Кстати, если бы не появление в XXI веке таких беспроводных цифровых протоколов передачи данных, как Bluetooth или Wi-Fi, – ведь цифровые данные по давлению надо  как-то дистанционно передавать – то о TMPS в современном виде можно было и не мечтать.

Но это лишь одна часть решения вопроса. Вторая заключалась в разработке компактных датчиков давления и обеспечении их энергией. Изначально приборы встраивали в центральную выемку на внутренней поверхности диска и закрепляли скотчем. Позже появились системы, соединенные с вентилем или монтируемые вместо него, но их первоначальный вес достигал немалых 50 г.

По современным меркам много, поэтому началась борьба за уменьшение веса и габаритов датчиков, а также элементов их питания. На сегодняшний день масса устройств для каждого колеса не превышает 20 г, а в ближайшем будущем производители обещают дальнейшее ее снижение и расширение функционала.

Дело дошло до того, что, помимо штатных датчиков, установленных производителями автомобилей, на рынок вышли комплекты, которые можно установить на любой автомобиль. Стоимость их от 25 до 150 долларов. Как с внутренними датчиками, так и с внешними, которые накручиваются вместо защитного колпачка на ниппель. Любой из вариантов можно поставить в специализированных шинных сервисах или самостоятельно – при условии уверенности в своих знаниях.

Разница между штатным и нештатным устройством небольшая. В первом случае информация выводится на дисплей бортового компьютера автомобиля. Во втором ответное устройство подключается к прикуривателю или любому другому источнику питания.

Как правило, на выносной нештатный блок передаются не только данные по давлению, но и по температуре. Еще один вариант – передача данных на смартфон. Существуют комплекты, которые работают как с Android, так и с iOS. Чаще всего это – нештатные комплекты китайского производства, что, правда, далеко не всегда говорит об их низком качестве.

Основная проблема заключается лишь в том, что каждый из датчиков нужно «поженить» с приемным блоком и откалибровать в соответствии с используемым типоразмером шин и дисков. Дело в том, что у каждого производителя автомобилей стоит своя система контроля давления и протоколы зачастую разные. Также у датчика TPMS есть свой уникальный ID номер, который должен соотносится с «Блоком управления системой контроля давления в шинах». Поэтому их требуется адаптировать и программировать для правильной работы. Чаще всего это делается с помощью специального программатора, в который вшиты параметры используемых колес для самых популярных моделей автомобилей. Но их можно ввести и вручную.

Срок службы комплекта составляет 5-10 лет, батареи – несколько лет, в зависимости от условий эксплуатации. Датчики можно менять по отдельности, главное – чтобы они соотносились с приемным устройством. Однако чтобы система работала, за датчиками нужно следить и правильно их обслуживать. В частности, периодически заменять вентиль. Также возможны такие проблемы, как ускоренный разряд батареи, повреждения датчика при езде на полностью спущенном колесе, нарушение герметичности и многое другое. Устранять неисправности лучше в специализированных сервисах.

READ  Где находится датчик давления шин в тигуане

Казалось бы, зачем все это нужно? В ведущей американской компании по выпуску систем контроля давления Schrader привели цифры исследования Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) от 2012 года: до обязательного появления в автомобилях TPMS ежегодно недокачанные шины провоцировали порядка 250 тысяч ДТП. В них погибали порядка 660 человек и еще около 33 тысяч получали травмы. С появлением датчиков давления число аварий из-за нарушения давления в шинах уменьшилось до 8 500, а число погибших – до 120 в год.

Но в NHTSA приводят и другие данные. Из-за сниженного давления в шинах ежедневно перерасходуется порядка 16 тысяч тонн топлива. Все это бьет не только по экологии, но и по кошельку владельцев автомобилей. Причем куда больше, чем установка комплекта датчиков TPMS.

В российских условиях датчики давления – совершенно необходимая вещь. С учетом расстояний и больших единовременных пробегов водитель может заметить лишь критичную потерю давления в шинах. А это чаще всего приводит к их повреждению и невозможности дальнейшей эксплуатации. В нашей компании возможна установка датчиков давления практически на любой автомобиль. Лучше, чтобы он был укомплектован легкосплавным дисками, но у нас датчики устанавливают и на штампованные модели.

На данный момент мы работаем с датчиками ведущих мировых производителей: BH Sens (Huf), Pacific, Schrader и т. д., а также OEM-датчиками TPMS. Они несколько дороже «серых» аналогов, но экономия на «оригинале» может выйти потребителю «боком».

Дешевая батарея с низким ресурсом, сомнительного качества компоненты, отсутствие официальной поддержки и обновления ПО для новых автомобилей – это лишь незначительный перечень возможных проблем с дешевыми датчиками.

Изучаем «колпачковую» систему давления в шинах на примере FOBO Tire – трудно ли её монтировать без технических навыков и инструментов, удобно ли пользоваться, а также выясняем главное – не вредят ли датчики на ниппелях балансировке колес?

Разновидности систем TPMS

Системы контроля давления в шинах принято называть аббревиатурой TPMS (Tire Pressure Monitor System) и подразделяются они на работающие по косвенному и по прямому признаку. «Прямые» – измеряют непосредственно давление воздуха, а «косвенные» берут информацию с датчиков ABS – спущенное колесо имеет меньший радиус, нежели накачанное до нормы, и, соответственно, делает меньшее количество оборотов на одной и той же дистанции. Косвенными системами много лет, к примеру, увлекалась Toyota, но в последнее время она от них отказывается – многовато погрешностей и глюков. Хотя в целом за много лет конструкция подтвердила работоспособность и имеет право на существование.

Датчики FOBO Tire

Внутри каждого из четырех колпачков FOBO находится твердотельный датчик давления, плата с модулем Bluetooth и трехвольтовая литиевая батарейка-таблетка стандарта CR2032. Датчики может установить даже ребенок – достаточно просто открутить с ниппелей пластмассовые колпачки и прикрутить на их место FOBO. Можно выбрать комплект с серебристыми датчиками для легкосплавных дисков и дисков с колпаками или с черными – для голых штампованных колес.

Для смены батареи датчик элементарно разбирается – откручивается крышка-корпус, надежно уплотненная от влаги и пыли силиконовым колечком:

Срок работы батареек в колпачках заявлен до 2 лет, но это, как мы понимаем, достижимо только где-нибудь в Калифорнии – у нас же его сильно сократят морозные сезоны.

Думается, при анонсированном максимальном сроке работы на одном комплекте «таблеток» в пару лет система проработает в условиях российских холодов по меньшей мере год, а раз в год заменить комплект «таблеток» не будет обременительным финансово и физически. К слову, система постоянно проводит самотестирование, и вы сразу получите оповещение об отсутствии какого-либо из датчиков или слабом сигнале с него от севшей батареи.

Центральный модуль FOBO

Система FOBO Tire состоит из датчиков, центрального блока и вашего смартфона (Android или Apple) с FOBO-приложением на борту. Датчики общаются по Bluetooth с центральным модулем, а он, в свою очередь, по Bluetooth же – со смартфоном. Смартфон необходим для первой активации, настройки и запуска системы и впоследствии служит её дисплеем – на его экране можно посмотреть давление в каждом колесе, температуру и даже параметры «запаски» в багажнике – для этого, конечно, придется докупить пятый датчик и прикрутить к ней.

При этом, если вы забыли смартфон или вообще предпочитаете пользоваться «неумным» кнопочным телефоном (хотя в такое и сложновато поверить), можно обойтись и без него. Дело в том, что единожды настроенная система способна работать на одном только центральном блоке, без смартфона – он предупредит вас звуковым оповещением о том, что спущено одно или несколько колес, а светодиодная индикация покажет, какое именно.

Центральный блок удобно держать в бардачке или в кармане на спинке кресла, откуда можно услышать писк тревожного сигнала и достать его, чтобы выяснить, какая именно шина потеряла давление.

Спущены оба колеса с левой стороны

Базовый блок питается от двух обычных пальчиковых батареек, что не может не радовать – они недороги, можно выбрать дешевые солевые, мощные алкалиновые или особо долговечные литиевые.

Мобильное приложение

Мобильные приложения FOBO Tire имеются для Android и iOS – разумеется, бесплатные. Увы, пока система не подходит для тех, чьи гаджеты работают на Windows Phone.

Как выглядит работа приложения на экране? Именно благодаря датчикам мы обнаружили спущенное переднее левое колесо, причем визуально это совершенно не бросалось в глаза – особенно если уезжать в утренних сумерках и возвращаться вечером.

Пусть вас не смущает разница в давлении – когда вы подкачиваете колеса по стрелочному манометру (неважно, ножным насосом, портативным компрессором или на шиномонтаже), такое положение вещей – норма. Стрелочный прибор не позволяет ловить одну-две «десятки», как бы вы ни старались, и эта разница совершенно не влияет на езду. Если по какой-то странной прихоти вы захотите свести все колеса к одинаковым цифрам, то нужно будет сперва перекачать каждое на половину бара, а потом плавно стравливать цифровым манометром. Но, повторимся, занятие это совершенно бессмысленное.

Балансировка

Стало быть, для полной объективности и честности проведем несложный эксперимент: отбалансируем колесо «в нули»:

Дисбаланс – 10 грамм. Шиномонтажник прокомментировал это так:
«Передние колеса можно и перебалансировать после установки датчиков давления, хотя необязательно. Задние точно трогать не стоит»

Выводы

Система FOBO Tire – разумеется, далеко не единственная на рынке гаджетов для контроля давления в шинах. Но достоинства именно этой системы видятся в первую очередь в автономности центрального блока, который питается от батареек АА и не будет занимать собой гнездо прикуривателя, как у других систем TPMS, вынуждая вас использовать некрасивую и небезопасную «лапшу» разветвителей. А также в получении сигналов от датчиков не на загаженной индустриальными помехами частоте 433 мГц, как у многих других систем, а по экономичному и стабильному интерфейсу Bluetooth 4.0. Еще один фирменный плюс – если машиной пользуются несколько членов семьи, то установить приложение FOBO на свой смартфон и подключиться к системе могут все.

Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.

Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.

Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.

READ  Как отключить систему контроля давления в шинах??

Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.

Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.

Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.

Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.

Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.

Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.

У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.

А если сам?

Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.

В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.

Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.

Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.

Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!

Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.

Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.

С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.

Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.

Что сломалось?

Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.

Казалось бы, это действительно просто, если бы не одно «но»: есть датчик или его нет, последовательность работы не меняется. Так что страх убить датчик обоснован, но преувеличен: плохой шиномонтажник одинаково легко убьёт и простой вентиль, и датчик. Так что лучше вспомнить, как выбрать нормальную мастерскую, и ездить только туда.

Ну а бояться TPMS не надо. Ломаться там толком нечему, а при желании можно поставить её и самому. Главное – не экономить и понимать, что за копейки нормальную альтернативу заводской системы получить на выйдет. Печально, но факт.

У вас есть система контроля давления в шинах?

Оцените статью
AвтоУдав