Неисправность датчика парковки или электропроводки, ведущей к нему, — одна из наиболее вероятных причин отказа работы парктроника. Как можно проверить датчик парктроника на работоспособность — будем разбираться далее.
Для определения такого неисправного устройства есть несколько различных способов.
- Основные признаки и причины неисправности
- Как проверить датчик парктроника на работоспособность тестером (мультиметром)
- Диагностика
- Проверка на щелчки
- Проверка на вибрацию
- С помощью мультиметра
- Ремонт
- Замена
- Видео по теме
- Варианты диагностики и устранения неисправности
- Самостоятельная диагностика
- Визуальный осмотр парковочной системы
- Проверка работы парктроника при включении передач
- Проверка вибрации и щелчков
- Диагностика мультиметром
- Диагностика на автосервисе
- Визуальный осмотр парктроника
- Компьютерная диагностика
- Установка заведомо исправного
- Переподключение
- Дополнительные советы
- Как проверить датчик парктроника тестером
- Его замена
- Как устроен датчик парктроника автомобиля
- Как проверить датчик парковки простыми методами
Основные признаки и причины неисправности
Частые причины неисправности датчиков парковки:
- износ в результате процессов коррозии, попадания влаги через трещины;
- производственный брак;
- отказ встроенного электронного модуля;
- неисправность электрооборудования автомобиля;
- загрязнение рабочей поверхности;
- механические повреждения в результате удара или аварии.
Признаками неисправности конкретного датчика являются:
- отказ показаний парктроника по данному каналу;
- отсутствие легкой вибрации при прикосновении к датчику во время работы парктроника;
- сообщение самодиагностики парктроника;
Видео — замена датчика парктроника своими руками на VW Touareg GP:
Единственной задачей парковочной системы является определение препятствий на пути движения автомобиля. Проверка парктроника будет напрямую зависеть от модификации.
Существует два вида датчиков:
Они различаются по типу передаваемого сигнала и своей конструкции, но принцип работы одинаков. Его можно разделить на несколько этапов:
- При включении передачи для движения автомобиля вперед или назад, электронный блок управления генерирует сигналы передним или задним датчикам парктроника.
- Они преобразуют сигнал в ультразвуковую или электромагнитную волну и отправляют ее перед собой.
- Волна сталкивается с препятствием и отражается от него.
- Электронный блок управления обрабатывает вернувшийся сигнал и, по его времени в пути, рассчитывает расстояние от автомобиля до препятствия.
Как проверить датчик парктроника на работоспособность тестером (мультиметром)
Проверить датчик парктроника можно в домашних условиях. Это позволит убедиться в том, что он работает, правильно определяя расстояние от машины до ближайшего препятствия.
Диагностика
Тестирование датчика автомобильного парктроника требуется при появлении неполадок и ошибок:
- устройство не сигнализирует при движении задним ходом на парковке;
- происходят ложные срабатывания парктроника, вызванные вибрациями из-за ненадежной установки сенсора;
- нестабильная работа устройства при перепадах температур;
- на дисплее парктроника появляются сообщения об ошибках после самодиагностики.
Диагностику датчиков парктроника можно выполнить несколькими способами. Первый из них — это проверка на наличие щелчков, издаваемых входящим в конструкцию сенсорным контроллером. Выявить неисправности датчиков парковочного ассистента также можно по вибрации при прикосновении или посредством мультиметра.
Проверка на щелчки
Чтобы проверить датчики парктроника на работоспособность, следует вначале повернуть ключ в замке зажигания и включить задний ход, чтобы активировать систему. Затем надо подойти к бамперу, на котором расположен сенсорный контроллер. Если он исправен, то послышится щелчок. Эту операцию лучше выполнять в гараже или тихом месте.
Если щелчок не удается расслышать, то можно записать его на диктофон или видеокамеру с чувствительным микрофоном. Если на записи щелчок хорошо слышен, то датчик исправен. Также можно провести запись предупредительного звука, издаваемого блоком парктроника внутри автомобиля. При отсутствии щелчков и звуков в обоих случаях неисправен задний парковочный сенсор. Он нуждается в более детальной проверке или замене.
Проверка на вибрацию
Некоторые датчики парктроника можно протестировать на исправность по вибрации. В этом случае надо запустить двигатель автомобиля, включив нейтральную передачу. После этого следует прикоснуться к корпусам контроллера. В случае исправности они должны вибрировать. Стоит учитывать, что не все сенсоры парктроника можно проверить таким способом.
С помощью мультиметра
Состояние сенсоров автомобильной парковочной системы можно узнать по сопротивлению, используя мультиметр. Проверка двухконтактных датчиков при помощи измерительного прибора производится следующим образом:
- Тестер переключается в режим омметра на пределе 2 кОм.
- Щупы мультиметра подсоединяются к выводам детали.
- Чтобы проверить трехконтактный датчик, следует поочередно подсоединять к каждому его выводу щупы автотестера.
Если сопротивление находится в пределах 100-900 Ом, то сенсор считается исправным. Если измерительный прибор показывает 0, то обнаружено короткое замыкание.
При бесконечно большом сопротивлении подозревается обрыв из-за выхода из строя полупроводниковых компонентов датчиков.
Можно прозвонить мультиметром проводку парковочной системы, чтобы убедиться в ее целостности.
Ремонт
В некоторых случаях можно выполнить ремонт парковочных сенсоров своими руками. Для этого вначале выполняется очистка их корпуса безворсовой тканью. Затем следует снять датчики с автомобиля и поместить их в теплое место вдали от источников сильного нагрева, чтобы избежать повреждения. После этого снимается крышка с каждой из деталей и осуществляется зачистка окисленных контактов наждачной бумагой.
Следующий этап ремонта — это замена поврежденной проводки сенсоров. Следует использовать провод такой же или большей толщины для более надежной передачи сигнала. Для защиты от негативных воздействий прокладываемый под полом кузова автомобиля жгут надо поместить в пластиковую толстостенную или металлическую гибкую трубку. Последняя также защитит парктроник от ложных срабатываний вследствие внешних электромагнитных помех.
Замена
Если неисправность парковочного датчика не удается устранить самостоятельно, то его необходимо заменить. Если он посажен на герметик, то при демонтаже следует проявлять осторожность, чтобы не повредить бампер и соседние детали. После этого приобретается комплект новых парковочных сенсоров.
При их установке на бампере необходимо обеспечить надлежащую защиту от негативных воздействий. Для этого новые датчики садятся на герметик. Наносить его следует с осторожностью, чтобы он не попал на рабочие части. Иначе парктроник будет работать неверно. После этого к сенсорам подсоединяется колодка жгута, идущего от основного блока парковочной системы.
Видео по теме
Следует заметить, что неисправность или некорректная работа хотя бы одного элемента парктроника сказывается на работе всей парковочной системы.
Парктроник может не работать или некорректно работать по следующим причинам:
- низкая установка парктроника от поверхности земли или слишком большое расстояние между датчиками;
- недостаточно надежная фиксация датчика в кузовной детали автомобиля, что приводит к его смещению;
- плохие погодные условия или пересеченная местность: дождь, снег, грязь, пыль, песок, вода;
- налипание предметов на парктроник, например, во время листопада;
- механическое повреждение (нарушение целостности) элементов парктроника;
- заводской дефект (брак).
Варианты диагностики и устранения неисправности
Как проверить датчики парктроника, не заезжая в автосервис?
Некоторые из вышеупомянутых причин водитель автомобиля может выявить и устранить самостоятельно либо с помощью помощника. Но в случае отсутствия видимых причин неисправности, для более детальной диагностики или ремонта следует обращаться в сервисный центр.
Самостоятельная диагностика
Рассмотрим варианты диагностики, которые возможно сделать самостоятельно.
Визуальный осмотр парковочной системы
При выявлении загрязнения парктроника необходима их чистка или же мойка автомобиля. После этого выполняется повторная проверка на работоспособность парковочной системы. Она проводится путем приближения к парктронику искусственного препятствия.
Проверка работы парктроника при включении передач
Если визуально парктроник чистый и на нем отсутствует налипание грязи, но при этом система не распознает все препятствия, возможна неисправность одного из датчиков. Для самостоятельного поиска неисправности потребуется помощник.
Следует переключить рычаг КПП в положение «R», но при этом не допускать движения автомобиля. В это время начнет работать задний парктроник. Система должна сигнализировать при приближении искусственного препятствия, например, руки к каждому датчику.
Ту же процедуру необходимо повторить и для переднего парктроника, включив при этом передачу для движения вперед.
Так, методом исключения будет выявлен неисправный датчик парктроника.
Проверка вибрации и щелчков
Работающий датчик отправляет сигналы посредством импульсов. Данные импульсы можно почувствовать, прикоснувшись к нему пальцем или прислонив к уху. При этом будут слышны отчетливые щелчки. Эти признаки будут свидетельствовать об исправной работе парковочного датчика.
Если есть необходимость в дальнейшей диагностике, то автомобиль следует отогнать в сервисный центр.
Диагностика мультиметром
Если вы знакомы с азами электродиагностики, прозвоните датчики тестером (мультиметром). Для этого необходимо их демонтировать.
Для измерения включите мультиметр в режим измерения сопротивлений (2000 Ω). Сопротивление исправного датчика должны быть в пределах 500 Ом–1 кОм. Если на мультиметре отображаемое значение сопротивления равно нулю или бесконечности (то есть разрыв), датчик дефектуется и подлежит замене.
Стоит заметить, что проверка устройств для различных марок автомобилей может отличаться и для более точной информации следует обратиться к публикации о датчиках детонации на конкретную модель авто.
Диагностика на автосервисе
Рассмотрим варианты диагностики, которые проводят на автосервисе.
Визуальный осмотр парктроника
Приняв автомобиль, автоэлектрик всегда выполняет визуальный осмотр всех видимых частей парковочной системы. При обнаружении обрыва проводки или других повреждений составляющих частей парковочной системы, электрик не продолжит диагностику, пока их не устранит.
К перечню диагностик автоэлектриком можно отнести и проверку мультиметром. Она подразумевает демонтаж каждого датчика из посадочного места.
Особенности ее выполнения описаны выше.
Компьютерная диагностика
Данный вид диагностики применим к штатному парктронику, установленному заводом изготовителем автомобиля. И он гораздо проще остальных.
Если в одной из систем безопасности автомобиля возникает неисправность, бортовой компьютер ее диагностирует и отображает в виде зашифрованного кода. Для считывания и расшифровки этих кодов автоэлектрик использует диагностический компьютер. Они подключаются к бортовому компьютеру через специальный разъем.
Данная диагностика позволяет выявить неисправный элемент парковочной системы.
Установка заведомо исправного
Для подтверждения неисправности определенного датчика на его место электрик устанавливает заведомо исправный.
Но если установленный исправный датчик снова не работает, истинная причина неисправности кроется в нарушении электропроводки парковочной системы. Либо перестал работать электронный блок управления парктроника. В таком случае он не подлежит ремонту и заменяется новым.
Переподключение
Довольно редкой, но возможной причиной неработающего парктроника является окисление контактов электропроводки из-за попадания влаги.
Для профилактики данной проблемы требуется переподключение датчиков и зачистка их контактов.
Следует помнить, что датчики парковки ремонту не подлежат. Соответственно, при выявлении неисправности одного или нескольких, они заменяются новыми.
Дополнительные советы
После совершения ДТП проверьте элементы поврежденного бампера. Возможно, на них имеются датчики парктроника, их необходимо демонтировать.
Регулярно проверяйте чистоту рабочей поверхности датчиков, удаляйте загрязнение с помощью влажной ветоши. Это увеличит срок службы датчиков.
Читайте про то, как развоздушить систему охлаждения и сделать это правильно.
Можно ли установить круиз-контроль на автомобиле с механической коробкой передач.
Как следует перевозить детей в автомобиле https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/pravila-perevozki-detej.html согласно ПДД.
Видео — как восстановить работоспособность датчика парктроника Peugeot 807, Citroen C8:
Как проверить датчик парктроника тестером
В основе работы некоторых датчиков парктроника лежит пьезоэлектрический эффект. Пьезоэлемент имеет конечное сопротивление, поэтому для его проверки можно использовать мультиметр. Его переключают в режим измерения сопротивления на предел 2000к. Если щупы мультиметра соединить с выводами двухконтактного датчика (его следует отключить от парктроника), то исправный датчик должен дать показания на мультиметре не 1, что соответствует бесконечности, и не близкое к нулю.
Трехконтактные датчики парктроника имеют иную схему включения и электронную начинку.
Каждый датчик имеет свою зону контроля. Приемопередающий модуль всех датчиков подключен параллельно. Приемники ультразвукового сигнала передают отдельный сигнал для каждого канала слежения за помехой. Такие датчики имеют встроенную электронную схему и усилители принятого отраженного сигнала.
Полную проверку таких модулей с помощью мультиметра выполнить сложно, обычно ограничиваются контролем напряжения между выводами питания датчика. Ремонт таких устройств нерентабелен, их следует менять.
Его замена
Для того чтобы выполнить демонтаж датчика, необходимо получить к нему доступ. Для этого следует демонтировать элементы конструкции автомобиля, иногда бампер.
В некоторых конструкциях датчик парктроника приклеивают к бамперу, требуется обработка поверхности специальным средством. После демонтажа его отсоединяют от разъема.
2. Подбор замены.
Большинство датчиков, устанавливаемых в парктроники, имеют аналоги. Исключение составляют штатные. Они, как правило, взаимозаменяемы только в пределах совместимости одного производителя. Чтобы иметь 100-процентную гарантию совместимости моделей датчиков, необходимо ознакомиться с технической документацией и схемой подключения. Можно найти информацию на специальных форумах.
Видео — ремонт заднего парктроника на Мондео 4 путем подбора и замены фишки контактов:
Если подключить несовместимый датчик к парктронику, можно вывести из строя и сам датчик, и парктроник. Поэтому лучше не рисковать и приобрести либо оригинал, либо точный аналог.
Если в датчике неисправен только излучатель, можно попробовать отремонтировать датчик, поставив исправную запчасть.
3. Как правильно установить и подключить.
Установка родного датчика обычно не вызывает проблем. Если он не соответствует по цвету кузову, можно покрасить его корпус. Рабочую зону датчика лучше не покрывать краской, так как краска может нарушить его работоспособность. При установке необходимо использовать специальный уплотнитель. Во время подключения неродного датчика следует проверить соответствие разъемов подключения, полярность его подключения в соответствии со схемой.
Как устроен датчик парктроника автомобиля
Простейшие датчики парковки имели в своем составе только приемно-излучательный элемент, выполненный из пьезоэлектрического материала.
Пьезоэлектрический эффект – способность вырабатывать электричество при воздействии механического напряжения и, наоборот, изменять размеры под действием электрического напряжения. Таким образом, пьезокристалл может одновременно быть излучателем и приемником ультразвукового сигнала.
Современные датчики парковки часто используют электромагнитные излучатели и приемники сигналов ультразвуковых частот, подобно телефонному наушнику и микрофону. Такие устройства требуют дополнительной электронной усилительной схемы и блока предварительной обработки информации (компараторы) для перевода сигнала в цифровую форму.
Как проверить датчик парковки простыми методами
Наиболее эффективный метод проверки работоспособности датчиков парктроника – взаимная замена. Для этого необходимо поменять (переподключить) заведомо рабочий датчик с возможно неисправным. Если в результате такой замены неисправный начинает работать, значит, проблема не в нем, а в отказе электропроводки. Следует искать повреждения в ней.
Следующий способ определения его работоспособности – звуковой контроль. Если включить парктроник, и подойти в район зоны контроля датчика, исправный прибор даст едва слышимый щелчок. Такой контроль следует производить на свободной от посторонних звуков и помех местности.
Третий метод, тактильный, следует производить также на включенном парктронике. Если во время проверки прикоснуться к рабочей поверхности пальцем, будет ощущаться слабая вибрация. Это свидетельствует о вероятной работоспособности датчика.